Поиск:
SARNEWS.RU саратовские новости
 

«…А память священна, как отблеск огня»

08 мая 2010 09:04

По всей стране в эти дни проходят торжественные чествования ветеранов Великой Отечественной войны. Не стало исключением и Отделение ПФР по Саратовской области, где 6 мая прошел торжественный прием ветеранов войны и тружеников тыла.


«…А память священна, как отблеск огня»


Жителю села Елшанка Воскресенского района, ветерану Великой Отечественной войны, орденоносцу, гвардии полковнику Григорию Михайловичу Горкунову война снилась долго. Каждую ночь он горел в танке, поднимал пехоту в атаку, вытаскивал раненых из горящей машины…

«Отпустила меня война только через 22 года, - говорит Григорий Михайлович. – Все это время она словно гналась за мной, выжившем в этом аду, хотела добить…» И не смогла: в числе ветеранов из Саратова и районов области Григорий Михайлович был приглашен на торжественный прием в Отделение Пенсионного фонда РФ по Саратовской области.

«Такие приемы стали в нашем Отделении традиционными, - отметил Управляющий Отделением ПФР по Саратовской области, депутат Саратовской областной Думы Николай Семенец. – В Парке Победы на Соколовой горе, за праздничным столом в Отделении они собираются вместе, вспоминают свои боевые годы, товарищей, не вернувшихся с войны, поминают их фронтовыми ста граммами. По словам самих ветеранов, уважение к памяти погибших и внимание к ныне здравствующим ветеранам Великой Отечественной и труженикам тыла придает им сил, поднимает настроение. Наш долг – чтить подвиг героев, помнить всех, кто отдал свою жизнь за наше светлое будущее».

С начала память павших ветераны почтили на Соколовой горе, возложив цветы к Вечному огню.

«Очень хорошо, что в Парке Победы много детей, молодежи, - отметил Григорий Михайлович Горкунов после прогулки по Парку. – Ведь это им хранить память о той войне, им передавать правду новым поколениям россиян».

Задержался Григорий Михайлович возле танка ИС-3: на такой же машине ему пришлось «пропахать пол-Европы, полземли», форсировать Западный Буг, Вислу и Одер, штурмовать Берлин.

«У танков «ИС-3» была особая миссия – мы прикрывали легкие «Т-34», - продолжает орденоносец. – Нашей целью были немецкие «тигры» и «пантеры». У этих машин калибр орудия был 85 мм, у «исов» - 122 мм. Разница существенная: при прямом попадании хваленые «тигры» разваливались на куски».

Далее сфотографировавшись на память с Николаем Семенцом на фоне экспонатов Парка Победы, ветераны отправились в Отделение, где их ждал праздничный стол и концерт, подготовленный силами сотрудников Отделения и управлений ПФР.

Своя история войны – у супругов Зиновьевых, Елены Николаевны Курдовой и Валентины Ефимовны Андреевой. В судьбе каждого из них война оставила глубокий след. Но они не покорились, не пали духом. Их жизнь – пример для следующих поколений. Вот их истории.

За плечами ветерана Великой Отечественной войны, орденоносца Николая Васильевича Зиновьева две Победы – над фашисткой Германией в мае 45-го и империалистической Японией в сентябре того же года. На фронт он ушел добровольцем в возрасте 17 с половиной лет и всю войну прослужил радистом в одном минометном полку. В истории легендарных «Катюш» есть и его, Николая Васильевича, личная страница: от того, как работала в минометном полку связь, зависела судьба наступления или контрнаступления советских войск, а значит, жизни тысяч советских солдат и офицеров.

«Боевая мощь у наших «Катюш» очень высокая – более 200 снарядов за один залп, и наш полк все время перебрасывали на самые ответственные участки, можно сказать в самое пекло – туда, где нужно было «поддать огоньку», - рассказывает ветеран. – Прибытие наших орудий поднимало боевой дух солдат – сколько раз видел, как под мощным заградительным огнем «Катюш» пехота поднималась в атаку!»

Вместе со своим полком довелось Николаю Васильевичу принимать участие и в знаменитой Курской битве.

«Это был ад кромешный – грохот орудий, горящие танки, люди, как живые факелы, - вспоминает ветеран. - Казалось, горит не только земля, но и само небо! И в этом аду необходимо было обеспечивать связь, выполнять свои обязанности».

И Николай Васильевич выполнял, что было, пожалуй, за гранью человеческих возможностей. За то сражение он получил Орден Боевой Славы – по своему значению этот орден приравнивался к Георгиевскому кресту, которого в царской армии удостаивались лучшие из лучших - воины, проявившие чудеса храбрости.

«У этих наград даже ленточки одинаковые – георгиевские, - уточняет орденоносец».

Среди других его наград – медали «За боевые заслуги», «За отвагу», Орден Красной Звезды. Все они – заслуженные – связь в его 54-м Гвардейском Рословльско-Харбинском минометном полку работала бесперебойно.

Супруга Николая Васильевича, труженик тыла Валентина Федоровна Зиновьева, в войну тоже отвечала за работу связи. Правда, на фронте они не встретились – познакомились через 6 лет после Победы.

«Когда началась война, мне было неполных 16 лет, - вспоминает Валентина Федоровна. – В нашем Базарном Карабулаке открылся военный госпиталь, навещать раненых бойцов мы ходили всем классом. Подкармливали кто чем мог – моя мама носила кислого молочка, писали за них письма на фронт, помогали санитаркам. Работали мы и на Кожевенном заводе – чистили шкуры, которые шли на тулупы для офицеров. И еще была у нас, старшеклассниц, печальная обязанность – разносить по домам похоронки. Это была самая тяжелая работа. Смотреть, как чернеют от горя лица матерей, как стареют на глазах молодые, цветущие женщины, заглядывать в их глаза, полные тоски, было невыносимо. Но мы понимали, что делать и эту работу кому-то было нужно».

За похоронками ходили на почту, и Валя стала присматриваться к работе телеграфистов. Быстро освоила морзянку, и в 17,5 лет уже сама работала телеграфистом, принимая и отправляя важные телеграммы. Смышленую девушку хвалили, обещали представить к правительственной награде.

«…Правда, однажды чуть под трибунал не отдали, - добавляет Валентина Федоровна. – Как-то зимой, в пургу, еле добралась до почты. И так, видно, по дороге намаялась, что меня сморило прямо на рабочем месте. Долго ли спала, не знаю, только как раз в это время пришла телеграмма срочная. Пришла и ждет, когда я проснусь. А ждать-то нельзя – срочная! Вот меня и хотели за это под трибунал отдать. Сильно я тогда переживала, чувствовала свою вину – телеграмма была очень важная. Но под трибунал не отдали, обошлось. Мы ведь еще почти дети были, а тут такая ответственность…»

Труженику тыла, Елене Николаевне Курдовой, война не дала закончить девятилетку.

«Село наше опустело – все взрослые мужчины, парни, многие девушки ушли на фронт», - рассказывает Елена Николаевна. Фронт нужно было обеспечивать продовольствием, и Елене доверили ответственный участок - работу на элеваторе.

«Почти всю войну я проработала на элеваторе Новорепенского района, - продолжает Елена Николаевна. – Принимала зерно на хранение из 12 колхозов, работала одна за десятерых, с раннего утра до позднего вечера. И не жаловалась. Никто не жаловался – сознательность у людей была очень высокая.

«Глядя на старших, и ребятишки старались не отставать, принимали посильное участие в общем деле, - включается в разговор Валентина Ефимовна Андреева, которой исполнилось 11 лет через месяц после начала войны. – У нас хозяйство в селе большое, (колхоз имени Особой Красной Дальневосточной Армии), а рабочие руки – женские да детские. Дети на селе рано взрослели: 10-11 лет – уже помощник во всех делах, а 13-14 лет – полноценный работник. Овощи мы, ребятишки, спасали от сорняков, озимые от вредителей. Особенно свирепствовал на озимых жук-черепашка – от колоска ни зернышка не оставалось. Собирали эту черепашку вручную. Ржаное поле – взглядом не охватишь. Попробуй пройди его из конца в конец, поклонись каждому колоску. Не поклонишься – урожая не будет, муки не будет, хлеба не будет, бойцов кормить нечем будет, в первую очередь о них тогда думали… В уборочную всем работы хватало. Отлынивать – у нас такого не было. На работу в поле – с особой радостью: щами покормят, если повезет, мясо кусочек достанется, и тоненький хлебец, медом намазанный (колхоз мог себе такое позволить – своя пасека была). Этот хлебец величайшим лакомством для нас был, до сих пор помню его вкус – ничего вкуснее не ела!»

Теплые слова благодарности, подарки, праздничный стол – в Отделении ПФР постарались сделать все, чтобы этот день запомнился ветеранам надолго.

И ветераны эту заботу оценили: «Приветливый коллектив, теплая атмосфера, внимание, добрые слова – что нам, старикам еще надо, – говорит Валентина Ефимовна Андреева. – А желание у нас одно – чтобы помнили, какой ценой досталась нам эта победа, и чтобы берегли нашу землю, политую кровью их отцов, дедов и прадедов».

Ключевые слова: 

победа ветеран

Комментарии: 

 

.