С новым, 1937, годом?
13 сентября 2010 09:25
Грустные мысли, возникшие при прочтении проекта закона о полиции
На общественное обсуждение вынесен закон «О полиции», который должен заменить закон «О милиции» 1991 года. Закон должен вступить в силу в январе 2011 года.
Честно сказать, я с иронией приступал к чтению проекта Закона о полиции. Ну, назовут тех же ментов копами, полицаями, да хоть хунвейбинами, в конце концов. Суть то ведь не изменится. Ан оказалось, что изменится, и очень сильно. Ирония быстро прошла.
Внимательное прочтение текста закона приводит выводу, что следствием его ратификации будет являться то, что права граждан, гарантированные Конституцией (права на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилищ и имущества, на частную жизнь и другие) будут ликвидированы. Весьма интересно, какую оценку даст Конституционный суд РФ, который, вроде бы как, стоит на страже Конституции.
Не смотря на торжественную декларацию о том, что «полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения прав и свобод граждан, их законных интересов, уважения их достоинства» (ст. 5), закон посвящен в основном не правам граждан, которых милиция (полиция) в любой нормальной стране обязана защищать, а о том, что полиция (милиция) может с ними делать.
При чтении проекта создается впечатление, что документ написан не юристами. В законе, тем более в законе о структуре, стоящей на страже порядка, абсолютно не допустимы выражения типа: «иные ограничения», «кроме случаев, когда это невозможно либо неуместно», «если имеются основания полагать», «при наличии достаточных данных», «обязан стремиться» и т.д. К слову сказать, действующее антикоррупционное законодательство относит нормативно-правовые акты с такими выражениями к коррупционногенным. А такие выражения встречаются сплошь и рядом.
А может быть, писавшие законопроект люди не по незнанию, а заведомо делали формулировки статей неопределенными и многозначными, для того, чтобы можно было проще ими манипулировать? Наличие многочисленных размытых, неясных понятий и туманных речевых оборотов, позволяет толковать данные статьи, таким образом, как будет удобно власть предержащим.
Особенно поразила статья 13 (Права полиции). В двух словах, она сводится к тому, что полиция может делать над гражданами, даже законопослушными, все что угодно. Разумеется, не провозглашается об этом прямо, но с применением выше упомянутых речевых оборотов.
Можно делать следующее:
- задерживать граждан, не носящих с собой документы: (ст. 13, п.2), а при их отсутствии подвергнуть его задержанию (ст. 13, п.14). Вывод: аусвайс всегда носите с собой.
- вообще отбирать эти документы, утверждая, что они поддельны (ст.13 п.20).
- следить за их коммерческой деятельностью и вмешиваться в эту деятельность (ст.13, п.4, п.11).
- запрещать собираться группами сославшись на то, что они нарушают, порядок движения транспорта и пешеходов (ст.13, п. 7).
Характерно, что полиция сама может ограничивать движение, если сочтет это нужным (ст. 16, п.2).
- обыскивать их, или попросту говоря шманать, «если имеются основания полагать, что они находятся в розыске и пр.» (ст.13, п.19). Разумеется при наличии «достаточных» данных.
-вламываться в их дома (ст.19, п.34).
Касающаяся этого вопроса часть документа написана подробно и, можно сказать, с любовью (Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки).
- подсматривать за ними и подслушивать их разговоры (ст.13, п. 38)
- подстрекать их становиться стукачами или сексотами на платной или бесплатной основе (ст.13, п.39).
-отбирать их мобильные телефоны (ст.13, п.41).
Еще раз подчеркиваю, что речь идет не только о преступниках, но и об обычных законопослушных гражданах.
На тот случай, если составители законопроекта, забыли вставить еще какое-нибудь положение, позволяющее «стражам порядка» осуществлять полицейский беспредел, статья 13 завершается пунктом: полиция реализует иные права, предоставленные ей федеральным законом.
Чтение других статей настроения также не повышает.
Понятно, что на смену бывшему патриархальному милиционеру после принятия закона придет специалист широкого профиля. Например, в ряде случаев, даже квалифицированным психиатрам достаточно сложно оценивать признаки и степень психического расстройства. Вновь испеченный полицейский будет делать это легко и просто, а, произведя такую оценку, задерживать несчастного до передачи в лечебные учреждения (срок задержания не оговаривается) ст.14. п.1,11.
Эта же статья (Ст. 14, п.4) определяет то, что адвокат задержанному положен не с момента задержания, а только с момента водворения в специально отведенное помещение (в камеру, надо полагать). Впрочем, задержанного можно обрабатывать и в коридоре.
Глава 5 регламентирует (лучше сказать разрешает) применение физической силы, спецсредств и оружия по отношению к гражданам.
Причем, предупреждать об этом полицейский не обязан, если такое предупреждение кажется ему «неуместным». Даже часовой на посту должен кричать «стой, стрелять буду» и делать предупредительный выстрел. Полицейскому же этого делать не надо. (ст. 19, п.2).
Весьма интересно использования статьи 21 (Применение специальных средств) по отношению к лицам, совершившим АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ (переход улицы в неположенном месте, утеря паспорта, курение в неположенном месте и пр.).
За такие «преступления» можно применять разнообразные средства, начиная от резиновых дубинок и кончая электрошоком и слезоточивыми газами. Слава Богу, что по пунктам связанным с административными правонарушениями (ст. 21, пп. 2,3,10), запрещено применение служебных собак, водометов и бронемашин. Но и уже перечисленного достаточно.
Потенциальных административных правонарушителей возможно порадует статья 22, запрещающая производить удары резиновой палкой по голове и по половым органам (ст. 22, п. 2.1), а также применять спецсредства по отношению к беременным женщинам, инвалидам и малолетним (ст22, п.1,1). Слеза прошибает от такой гуманности.
Люди, спешащие на мирную не санкционированную (не прославляющую существующий режим) демонстрацию, должны знать, что не допускается применение к ним водометов при температуре ниже нуля градусов Цельсия (ст.22 п.2,3). Основанием их применения, как мы говорили выше, может быть то, что они мешают работе автотранспорта.
В целом при прочтении статьи 22 периодически в памяти всплывает фраза из классического фильма: «…и йацилоп не имеет права бить меня после двенадцати часов ночи».
Очень порадовала статья 23, которая дает право полицейскому не открывать стрельбу на поражение. А представьте, что такого право бы ему не дали. Не убил никого – получи выговор.
Статья 24 позволяет полицейскому применить оружие по отношению к кому бы-то ни было, если он расценивает его действия, как «угрозу насилия или завладения его оружием». По желанию, так можно расценить любые действия, например, излишне резкое движение.
Не требуйте у полицейского предъявления документов. Он, конечно, обязан предъявить документы, но он может отказаться, если такое предъявление «невозможно» (дома забыл) либо «неуместно» (не хочется) ст.9, п. 4.
Украшает проект закона тезис, который можно назвать так: «полицейский непогрешим». Незаконными действия полицейского не могут быть по определению, по крайней мере, в момент их совершения. «Требования сотрудника полиции и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное» ст. 32, п. 2. Люди, в которых стрелял Евсюков, по новому закону не имели права сопротивляться.
Подразумевается, что контроль над деятельностью полиции осуществляется со стороны общественных структур. В ст.9, п.9 этот вопрос подробно обсуждается (причем там говорится не о контроле, а взаимодействии). Вместе с тем, в ст. 7, п.2 черным по белому написано: Сотрудник полиции… не может быть связан решениями политических партий, общественных и религиозных объединений.
Таким образом, основная цель проекта сделать полицейские формирования абсолютно независимыми не от законов, не от общества, подчиняя их только властным структурам. Любой человек станет зависимым от полицейского беспредела.
Вам не кажется, что принятие этого закона в предлагаемом виде равнозначно антиконституционному перевороту, превращающему нашу страну в ФАШИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО?
До конца обсуждения осталось меньше недели! Обсуждение проходит на сайте www.zakonoproekt2010.ru/.
Валерий Крестьянинов
Ключевые слова:Комментарии: