Саратовский след Высоцкого
25 июля 2010 06:54
Летом 1979 года Владимир Высоцкий должен был дать в Саратове 13 концертов, даже была отпечатана афиша о выступлении барда в филармонии. Однако концерт в последний момент запретили — теперь расходятся мнения, кто именно, то ли КГБ, то ли обком КПСС.
Газета "Родной город" опубликовала рассказ двух участников событий тех лет.
Александр Скорлупкин, бывший директор филармонии и большой поклонник творчества артиста, целый год договаривался со столичными администраторами о приезде барда в Саратов. И когда у Высоцкого образовалось "окно" с 17 по 20 июня, "добро" от администратора Высоцкого было получено. Однако заведующая отделом культуры Валентина Боброва сказала, что такие вопросы решает КГБ. И тут же набрала по телефону Пасса Прокофьевича Смолина, начальника КГБ СССР по Саратовской области. Ответ был вполне предсказуем: "Пока я в Саратове, этого антисоветчика здесь не будет!"
По воспоминаниям бывшего сотрудника КГБ Геннадия Пронина, Смолин был не против выступления барда в нашем городе, но буквально за пару дней до концерта запрет на выступление Высоцкого пришел от Саратовского обкома КПСС.
Саратов оставил в биографии певца свой след в июле 1968 года, когда в газете «Советская Россия» появилась статья «О чем поет Высоцкий». Это было по сути первое критическое выступление о творчестве любимого народом барда в центральной, как тогда говорили, всесоюзной прессе. Авторы — Г. Мушта и А. Бондарюк упрекали певца в том, что он исповедует чуждую советскому человеку мораль, в его песнях святые идеалы предстают в искаженном, пародийном виде, и молодежь, среди которой немало поклонников хриплого барда, ничему хорошему такие песни не научат.
На таком фоне представить непокорного барда антисоветчиком было очень даже «в тему». Но авторы статьи, как выяснилось, об этом думали меньше всего.
Галина Мушта в недавнем интервью "Саратовской областной газете" сказала, что публикация в «Советской России» стала одной из самых неприятных страниц ее и без того непростой биографии:
— Мне пришлось поменять номер домашнего телефона — его цифры были нацарапаны на стенах всех телефонных будок. Поклонники Высоцкого звонили мне и, поскольку считали, что Мушта — это мужчина, в выражениях не стеснялись. Когда в период перестройки начались теледискуссии вокруг творчества уже покойного Высоцкого, я видела, что на всех столах лежат копии моей статьи как символа его травли. Тогда говорили, будто после этой публикации Высоцкого вызывали в ЦК КПСС — это глупость, потому что он был беспартийным.
На самом деле никакого идеологического заказа я не выполняла. Просто мой сын днем и ночью слушал записи Высоцкого на пластинках из рентгенопленки, и я поневоле запомнила их тексты. Они меня возмущали своей разухабистостью, выражениями вроде «у них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает». Также возмутила песня о «русском духе», который, по Высоцкому, не мог помещаться нигде, кроме бутылки. С публикацией помог Андрей Бондарюк, собкор «Советской России» в нашей области. Мы не могли ожидать, что наше выступление станет флагом в закулисной возне вокруг творчества поэта.
Меня, как фронтовичку, не могло не коробить от песен о надписи «все ушли на фронт» на воротах зоны и о штрафных батальонах. Я и мои товарищи знаем, что решающий удар по фашистским полчищам наносили не зеки и не штрафники, а гвардейские части. Но если бы я тогда слышала весь цикл его фронтовых песен — «На братских могилах», «Сыновья уходят в бой», «Он не вернулся из боя», наверное, не написала бы того, что было в «Советской России».
При этом я и сейчас считаю, что жизнь Владимира Высоцкого не может служить примером, образцом для подражания. Свой талант великого артиста он губил алкоголем и наркотиками, не был идеальным семьянином. Мне он представляется фигурой трагической, так же, как и Марина Влади, пожертвовавшая ему значительную часть своей жизни. Многие его песни мне нравятся, но только когда я слышу их в авторском исполнении. Например, хотелось плеваться, когда на одном из памятных концертов «Кони привередливые» спел этот клоун Гарик Сукачев. Истинный душевный надрыв Высоцкого он подменил шутовским, пародийным.
Однако есть и позитивный "саратовский след" в биографии Высоцкого. Саратов оказался впереди России всей еще в одном — два года назад, в день 70-летия певца, именно у нас, в музее Константина Федина, открылась уникальная выставка, где были представлены вещи Высоцкого и его фото из музея на Таганке.
На снимке: А.М.Шилов. «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!..».
Портрет Владимира Высоцкого. 1986. Холст, масло, 90х80.
Ключевые слова:Комментарии: