Саратовские новости
общество

Что делают шахтеры в Саратове?

17 июля 2001г.

Проложить подземный коллектор для канализационных стоков - это вам не траншею выкопать. Тут нужны специальные механизмы и специальная подготовка. И занимаются этим только шахтеры. Да-да, они есть в нашем городе. Не за один десяток лет они прорыли под Саратовом тоннели длиною в общей сложности около 40 км на глубине от 5 до 50 и более метров. В саратовском "Водоканале", куда сейчас входит управление "Шахттоннельстрой", мне посоветовали побывать у проходчиков коллектора 1а, что работают под перекрестком улиц Радищева и Чернышевского.

Место здесь, под землей, просто гиблое - сплошные плывуны, почти болото. Трудно даже сказать, сколько времени и усилий потребуется, чтобы одолеть всего-то 1100 метров, соединив, наконец, 5 и 6-ую шахты гигантского коллектора, идущего из центра города в Заводской район на очистные сооружения. Гнилая серединка этой сверхнужной подземной магистрали много лет не поддавалась людям.

- Поначалу пробовали пройти здесь методом заморозки, - рассказывает начальник участка подземного строительства N 1 А.Ситников. - Бурили шурфы, опускали трубы, по которым гоняли охлаждающий раствор. В замерзшем грунте и продвигались. Пока не подошли к теплотрассам, расходящимся от ТЭЦ. Их тепло преодолеть уже не удалось. Пришлось "заморозить" само строительство. Возобновили проходку только в этом году испытанным кессонным методом. То есть в прокладываемый тоннель нагнетается воздух, который и удерживает просачивающуюся даже через небольшие щели жидкую грязь. Хотите посмотреть?

Откровенно говоря, лезть в шахту мне не хотелось (опасался за любимый "Canon"), но, с другой стороны, лучше один раз увидеть...

- Тогда вот вам роба, сапоги и портянки.

В последний раз я наматывал портянки в армии лет эдак 25 назад. Но ничего - вспомнил.

- А теперь в медпункт, на обязательную проверку. У нас её систематически проходят все, - приглашает Анатолий Григорьевич.

- 120 на 80. Подходяще! - померив давление, говорит мне заведующая медпунктом (она, кстати, работает здесь круглосуточно). - Как себя чувствуете?

- Не пил!

- Да нет, как в целом себя чувствуете?

Оказывается, в кессон нельзя спускаться даже с насморком. Чувствовал я себя хорошо, и потому, напялив каску, полез с Ситниковым в открытую шахту по почти вертикальным лестницам, сваренным из уголка и арматурной катанки. Наконец - дно. Глубина всего 15 метров.

- Самая коварная в нашем деле! - говорит Ситников. - Здесь сплошь сюрпризы.

Оказывается, сложность проходки не всегда определяется глубиной, зачастую наоборот: чем мельче - тем труднее.

В стене шахты округлое углубление. В нем массивная железная дверь, задраенная плотно, как на подводной лодке. Это вход в шлюзовую камеру. Из камеры по трубе со свистом сбрасывается сжатый воздух, который от мгновенного перепада давления превращается в пар. Через несколько минут открываем дверь и входим, словно в баню. Запоздало мелькнула мысль: "Всё, крышка аппаратуре!" Впрочем, как оказалось, опасался напрасно. Дверь за нами задраивается, и через трубу над головой с ревом авиационных двигателей начинает поступать сжатый воздух.

- Как дела? - заботливо спрашивает Ситников.

- Да нормально! - бодро отвечаю я.

Однако вскоре в ушах появляется боль, которая резко усиливается. Ситников замечает это, сбрасывает воздух и просит нагнетать его помедленней. Вот теперь действительно все нормально. Туман оседает. Перед нами такая же плотно задраенная дверь. Открываем ее и входим в начало тоннеля: "нора" уже взята в бетонные кольца, а по дну проложена узкоколейка для вагонетки. Странное впечатление: одновременно вроде бы и простор (высота - 180 см), и тесно.

- Постоянное ощущение замкнутого пространства - не все люди могут работать в этих условиях, - комментирует Анатолий Григорьевич.

Через пару десятков метров становится тесно по-настоящему. Бригаду Сергея Шерстнева мы застаем за монтажными работами. Четверо крепких мужиков тянут по своеобразным козлам тяжеленный швеллер.

- А где же механизация?!

- Вот её и делаем! - отвечают они. - Но саму прокладку осуществляем вручную - отбойным молотком и лопатой.

Похоже, в этом тоннеле каждый метр обильно полит потом. Кстати, наверху у шахтеров бытовка, где, помимо душа с автономным подогревом воды, есть еще мощная стиральная машина и сушилка - устройства, крайне здесь необходимые. В конце штрека-забоя - машина ПЩ-2,56. Это такая большая "бочка", которую толкают миллиметр за миллиметром 14 мощных гидравлических домкратов. А путь ей расчищают шахтеры.

- Как же вы под землей вслепую проходку делаете? А вдруг промахнетесь?

- Почему промахнемся? - обижается Ситников. - У нас маркшейдер есть.

Маркшейдер - это подземный геодезист. Ответственнейшая должность: на километр проходки допускается отклонение не более 700 миллиметров. Представляете, как точно нужно вести тоннель!

- Приходится, конечно, трудно, - рассказывают шахтеры. - Обычно мы за смену полтора метра проходим. А здесь за сутки при непрерывной работе - всего 75 сантиметров. Может быть, дальше грунт получше будет. Да и приспособимся.

Что-что, а приспосабливаться саратовские шахтеры умеют. Бывает, нет у них под землей работы - бросают их на наземные участки. Шахтеры в "Водоканале" - это гвардия, которую направляют в самые отчаянные места. И они везде держат марку. За это их в "Водоканале" и ценят. За это ценят они и себя. С удовольствием перечисляют доблести родного управления:

- Когда в Токмаковском овраге потоп был, кто спас положение? Мы. И мостоотряд работал, и взрывники - ничего не получалось, а мы сделали "прокол" под дорогой - и все лишнее спустили. А кто очистил водосток в Пугачевском поселке? А на очистке емкостей водопроводного комплекса работу, которую другие делают за три месяца, мы выполнили за неделю!

- Наверное, и деньги получаете приличные?

- Да нет. Три-четыре тысячи в месяц - разве это много при такой-то работе?..

Действительно, немного. Неподалеку от шахты - банки, куда каждый день съезжаются "крутые" на новеньких иномарках, обвешанные мобильниками. А здесь даже у самого Ситникова нет сотового телефона... Но духом шахтеры не падают. Этого им делать никак нельзя. Под землей нужно быть неунывающими и предельно собранными. Если здесь остановится работа, если хотя бы на короткое время упадет давление - жидкая грязь снова заполнит весь тоннель и опять придется начинать все сначала.

- Не остановится! - уверенно говорит Ситников, когда мы с ним обходим его наземные владения. - Вот у нас три мощных электрических компрессора: один работает, один в резерве, один на профилактике.

- А если свет отключат?

- Есть дизельный компрессор.

- А люди в результате "переключек" не пострадают?

- Что вы! При малейшем ЧП их срочно эвакуируют из забоя. Люди у нас на вес золота. Каждый - уникальный специалист, отличный работник.

- Верно, - подтвердил и начальник "Шахттоннельстроя" Г.Т. Прыгов. - Всего в управлении 100 человек, и каждого я ценю. Вот бригадир Сергей Шерстнев, с которым вы встречались. Превосходно знает всю технику, абсолютно самостоятельный руководитель. Рядом с ним работает Александр Дюкарев из Караганды. Потомственный проходчик, работяга, каких мало! Банников Александр, Федор Кичан - у нас сравнительно недавно, но в коллектив вписались уверенно.

- Как же ваше прежде отдельное управление очутилось в "Водоканале"?

- Очень просто - от недостатка финансирования. Город, который является владельцем подземных коммуникаций, должен заботиться об их развитии. Но на это средств не хватает. Вот и пришлось нам мотаться даже по соседним областям, пока не вошли в "Водоканал". Без нас Саратов, извините, просто захлебнется нечистотами. В "Водоканале" это понимают. Если бы еще в других местах поняли!..

А может, все-таки поймут? И будут наши шахтеры строить только подземные коммуникации, а не латать крыши и ставить заборы. В конце концов, каждый должен заниматься только своим делом. Тем более, если он уникальный специалист!

Пётр КУХТА,
"Саратовская панорама"

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...