Саратовские новости
общество

Служить научат. Не захочешь - заставят

12 июля 2001г.

Говорят, Саратовскую гарнизонную гауптвахту построили еще при царе. Одноэтажный барак из красного кирпича. Табличка перед железными воротами: "Прием арестованных проводится в рабочие часы, кроме субботы и воскресенья". Новшество - это домофон.
- Назовите себя и сообщите цель прибытия - звучит заученная фраза дежурного.
Далее по длинному, ярко освещенному коридору с рядом камер по обеим сторонам идем к посту караульного - он сидит в железной клетке, вооруженный автоматом.
Сами камеры мало чем отличаются от принятого тюремного стандарта. Минимум мебели и удобств, максимум напоминаний для арестанта, где он находится. В каждой камере толстая книга - "Устав воинской службы". В соответствии с ним составлен распорядок дня на "губе". От рассвета до заката. Все по часам и минутам: подъем, туалет, завтрак, прогулка, занятия и т.д.
Обычная история арестованных на десять суток выглядит так: был в увольнении, в самоходе, на хозработах, выпили пива, вина, водки (нужное подчеркнуть - В.И.). Командир - принципиальный, влепил на полную катушку. И хотя сидеть на "губе" - малоприятное занятие, некоторые умудряются "залететь" сюда повторно.
К своему вынужденному заточению залетчики относятся философски.
Всем известно: условия пребывания в СИЗО, например, - много хуже. Камеры переполнены, очереди на сон, возможность подцепить какую-нибудь заразу. А здесь - отдельные камеры... Совсем другое настроение у тех, кто совершил воинское преступление. На них давит груз неопределенности и неизвестности.
... Два года назад в стране придумали эксперимент. Уклонистам (косящим и скрывающимся от призыва в армию), а также бежавшим из своих воинских частей солдатам была объявлена амнистия. Специально для амнистированных и явившихся добровольно сдаваться беглецов был открыт сборный пункт на территории химучилища - своего рода специальная воинская часть. Естественно, хотели как лучше, получилось, сами понимаете...
- Дошло до того, что "продвинутые" родители писали сыновьям в армию письма, мол, сбеги погостить, отдохнешь. Все равно амнистия, - рассказывает старший помощник военного прокурора Саратовского гарнизона Б.Сафолов. - В 1999 году через сборный пункт прошло около трехсот беглецов, самовольно оставивших свои части. Почти все они поголовно ссылались на неуставные взаимоотношения, описывали издевательства над собой и душевные страдания. В большинстве случаев эти их заявления не находили своего подтверждения. Пока идет прокурорская проверка: запрос, ответ, глядишь, никто из части за беглецом не торопится ехать - тогда появлялся шанс дослужить срок рядом с домом. Дурное дело нехитрое. Но, как часто случалось, подбитые амнистией и родителями на побег солдаты совершали преступления куда более серьезные.
В апреле прошлого года Саратовский гарнизонный военный суд приговорил рядового Батаева к году дисциплинарного батальона за самовольное оставление им места службы. Далее - амнистия, товарищи по службе взяли Батаева на поруки. Проходит совсем немного времени, и наш герой объявляется у родной бабушки в Энгельсе. В своей явке с повинной в военкомат солдат с детской наивностью написал: "Соскучился, хотел повидать маму". Дважды амнистию человеку не дают. Этот закон бывшему солдату теперь предстоит усвоить за два года в исправительной колонии общего режима.
В целом же сборный пункт доставил немало хлопот и правоохранительным органам. Амнистированных, отправленных дослуживать в сборном пункте, от безнаказанности, видимо, и безделья тянуло на "подвиги". Случались с их стороны и кражи, и убийства. Так что, как только эксперимент с амнистией официально закончился, сборный пункт поспешили закрыть, как говорится, от греха подальше.
Побеги из армии продолжаются, но число их пошло на убыль. В прошлом году число сдавшихся беглецов еще доходило до 120 человек. Было возбуждено только 14 уголовных дел по 337 статье - самовольное оставление части. За шесть месяцев наступившего года домой со службы убежали только 32 солдатика. В 15 случаях военная прокуратура возбудила уголовные дела.
За десять суток пребывания беглеца на гауптвахте прокуратура должна принять решение. В любом случае, даже самом благоприятном, ему предстоит дослужить до дембеля именно в тех войсках, в которые он был призван. И не обязательно воинская часть окажется поблизости от дома...

Владимир ИЗОСИМОВ
"Саратовская панорама"

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...