Саратовские новости
общество

«Известия» идут в регионы.

5 июля 2002г.

В Саратовской области случилось событие знаковое: на сегодняшней пресс-конференции главного редактора «Известий» Михаила Кожокина губернатор Дмитрий Аяцков приветствовал открытие регионального корпункта «Известий». Как говорится, «кто был, тот поймет» - взаимоотношения старейшей общенациональной газеты и саратовского областного правительства до недавнего времени были небезоблачными, поэтому напутственную речь саратовского губернаторы журналисты слушали внимательно.

«Известия Саратов» - не орало губернатора.

- Хотя мы дети эпохи, в которой родились, - сказал Аяцков, - теперь мы живем в другой эпохе, в свободном государстве, и это государство останется свободным, если сохранится свобода слова, там, где сохранятся свободные СМИ. Власть, которая пытается управлять СМИ – такая власть обречена, она уходит навсегда.

Аяцков отдал должное мужеству российских журналистов, высказал сожаление, что «мы не ценим, что имеем», и выразил надежду, что «Известия Саратов» станут действенным инструментом демократии и свободы слова.

- «Известия Саратов» - это не орало губернатора, а хорошая возможность узнать больше, - заявил Дмитрий Федорович. Он пожелал, чтобы у саратовской редакции появилось собственное лицо, чтобы она оставалась верной известинскому принципу «свежо и остро». Пообещал губернатор помочь региональной газете с подписчиками, заверил, что не будет мешать редактору Сусанне Оганезовой работать. И, учитывая особый интерес Оганезовой к разным сторонам жизни губернатора (молодая журналистка уже успела «порулить» два часа губернией, замещая губернатора, а также поработать уборщицей в правительстве), пригласил побыть недели две его женой.

Дмитрий Аяцков не раз подчеркивал, что свобода слова в Саратовской области не нарушается. В свою очередь руководитель отдела региональных проектов Владлен Чертинов заметил: «если в регионе за выпуск «Известий» взялась Сусанна Оганезова – со свободой слова в Саратовской области будет все в порядке».

От чего независима пресса?

«Известия Саратов» - это уже семнадцатый региональный проект и третья по счету попытка выхода «Известий» на Саратовский регион. Михаил Кожокин считает региональную саратовскую вкладку объективно необходимой «Известиям»:.- Газеты, которые могут укрепиться в регионах, будут иметь будущее». При этом главный редактор не скрывал, что региональный проект будет иметь основательную финансовую поддержку. Отвечая на вопрос из зала о том, что, дескать, «надо бы сделать учредителями журналистский коллектив», Кожокин напомнил, что ни одна газета, учредителем которой был творческий коллектив, не выжила. В том числе и «Известия», сотрудники которой в 1997 году вынуждены были продавать свои акции.
Но поскольку есть финансисты и у регионального проекта, можно ли говорить в этом случае о независимости прессы?
Михаил Кожокин считает, что можно:
- Какие только ярлыки не вешали на нас, называли то рупором Кремля, то рупором олигархов. Приписывали нам самых невероятных «спонсоров». Прошли годы. Нас читают, тираж растет, и сам Президент РФ сказал однажды, что «меньше всего вранья в «Известиях». Будь мы чьим-то «рупором» - все было бы иначе.

Все-таки вопросы о цензуре были. Дмитрий Аяцков опроверг слухи о том, будто местная пресса находится под колпаком саратовского Совбеза.
- Саратов – город маленький, здесь все про всех знают, сказал Аяцков. - Вы обо мне знаете больше чем я сам. И я о вас тоже все знаю. К чему тут какие-то «колпаки»?
А Михаил Кожокин живо отреагировал на задаваемый не раз вопрос о другом типе цензуры – так называемом «внутреннем цензоре».

- Насколько широко надо освещать всевозможные катастрофы? Дмитрий Аяцков, например, считает, что пресса излишне травмирует читателей смакованием ужасных подробностей – в частности, только что случившейся авиакатастрофы. Что по этому и по многим другим поводам думает «внутренний цензор»?

- По поводу цензуры вообще. Если журналист приносит сенсационный материал относительно конкретного чиновника, нарушающего закон, и у нас есть доказательства вины этого чиновника – никакой цензуры в этом случае быть не может. Мы просто обязаны рассказать об этом правду. И не должны бояться никакого нажима. А в том, что нажим будет – можете не сомневаться. Буквально несколько дней назад беседовал с одним высокопоставленным лицом из прокуратуры, просившим не публиковать критические материалы о ставропольском чиновнике.

- А горькую правду о катастрофах?

- Здесь все сложнее. Мы вот до сих пор спорим, должны ли мы были давать на первой полосе карикатуру, обыгрывающую тему «самолет атакует небоскреб». В Америке после 11 сентября на подобные вещи существует табу. Но мы не в Америке. И все равно до сих пор терзают сомнения…

- В былые времена в СМИ была рубрика «Газета выступила: что сделано?». После громких публикаций проворовавшихся чиновников снимали с должностей, исключали из партии, сажали. Сохраняется ли нынче подобная действенность публикаций – к примеру, «Известинских»?

- Да, сохраняется. И пусть ворчат скептики о том, что посадили только одного из сотен тех, кого надо бы посадить. Важно показать читателю: да, воруют, но их сажают. Ведь если об этом совсем не писать, воровать будут больше.


Что Интернет несет «Известиям»?

Сегодняшний номер центральных «Известий», врученный пришедшим на пресс-конференцию вкупе с фирменным «известинским» блокнотом, я прочитал еще вчера. Признаюсь честно: я в последнее время перестал читать газеты в «бумажном» виде – и свой день начинаю с «Известий» в их интернет-версии. А если учесть, что Интернет-проект «Известий» по информативности оказывается порой не только оперативнее, но и полнее, становится понятным, почему утром я не бегу в киоск за свежим номером.
Не скончаются ли вскоре бумажные газеты, размещающие свои материалы в Интернет? Этот вопрос я и задал на пресс-конференции Михаилу Кожокину.

- Подобный вопрос уже задавали на заре развития телевидения, - ответил главный редактор «Известий». – Как видите, ТВ газете не помеха. Отчего же мы ждем каких-то подвохов от Интернета? Считаете, что Интернет серьезно потеснит на медиа-рынке печатные издания? Нам это не грозит. Пока Интернет как бизнес-среда еще не состоялся. Тем более в России. Подавляющее количество информационных Интернет-проектов является убыточным.
Но даже когда наше общество станет более стабильным, а граждане – обеспеченными и выход в Интернет будет доступен каждой семье, газеты не исчезнут.
Традиция читать «Известия» за чашкой кофе настолько сильна, что в одночасье ее не изменить.

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...