Саратовские новости
общество

Голая правда

16 февраля 2002г.

И пенсионерка способна заработать наготой, служа искусству

Наверное, словосочетание «натурщица художника» у каждого человека вызывает свой собственный ассоциативный ряд. Мне вспоминается портрет Иды Рубинштейн Валентина Серова. Нагая, черноволосая, очень худая красавица с перстнями на руках и ногах - есть в этой картине и таинственная грешность, и будоражащая душу эпатажность... Интересно, какие красавицы служат моделями сегодня? Оказывается, ни о каких красавицах-моделях и речи не идет. По словам директора Саратовского художественного училища Станислава Таратухина, натурщиками чаще всего работают самые обычные люди, причем преобладают среди них даже не студенты, а пенсионеры. Для них это шанс немного заработать.
- Художественное училище - это учебное заведение, - продолжает Станислав Константинович. - Студенты учатся воспроизводить на холсте не идеальную плоть, а жизнь, в том числе жизнь тела, как она есть. А потом, натурщик - это ведь по сути своей кто? Демонстратор пластических поз. Это очень тяжелое дело.
- Особенно когда натурщику лет за 50-60, - говорит недавняя выпускница художественного училища Яна Грекова. - Вдумайся сама - натурщик от 45 минут до двух-трех часов находится в состоянии почти полной неподвижности. Спина затекает, мышцы зажимаются. А потом, это же не разовая акция. Это работа, продолжающаяся на протяжении нескольких недель. Так что «служить» натурщиком тяжело не только морально (не каждый выдержит пребывание в нагом виде под десятком взглядов), но и чисто физически. Основные требования к натурщику? Да чтобы сидел хорошо. Некоторые, позирующие сидя, засыпают, и тогда весь сеанс - коту под хвост. Стоять легко вообще мало кто умеет. Вот маме моей повезло (мама Яны - художница Ольга Грекова. - Ред.). У нее была не натурщица, а сказка какая-то. Эта женщина могла часами стоять, иногда переминаясь с ножки на ножку, - и все. Еще одно пожелание к натурщику - чтобы тело было хорошее. Но хорошее тело - не путай - это совсем не значит хорошая фигура. Вот у этой любимой маминой натурщицы, у нее совсем не идеальная фигура. Просто линии тела гармоничные, словно поющие. И кожа необыкновенная. Какое-то теплое, золотое свечение изнутри. Пленительная такая смуглость! Ну, а вообще-то художникам, в особенности во времена ученичества, выбирать не приходится. Мама однажды писала одного мужчину сразу после выхода из больницы. У него еще раны толком не зажили, трубки по всему телу - представляешь, какая «красота»?!
Сопровождаются ли уроки обнаженной натуры в училище каким-то особым ажиотажем? Пожалуй, что нет, ведь у будущих художников предполагается определенный духовный и интеллектуальный уровень. К тому же уроки обнаженной натуры - это прерогатива старших курсов, да и педагоги перед каждым из таких занятий проводят соответствующую работу: никаких двусмысленных взглядов, улыбок, усмешек, а тем более анекдотов быть не должно. Натурщика надо уважать и щадить, в противном случае он может отказаться работать в этой аудитории. В художественном училище есть неписаный закон: при позирующем натурщике плохой тон - надевать на себя шапку, даже если ты собираешься выйти на улицу.
Некоторые молоденькие натурщицы перед выходом на подиум делают себе яркий макияж, вешают бусы, мониста. Пенсионерки таких изысков себе уже не позволяют, но смелости многим из них тоже не занимать. Одна из них однажды воскликнула: «Да я хоть на подоконнике готова позировать - лишь бы деньги платили».
Имеются у художественного училища и свои местные звезды. Студенты любят рисовать одного бывшего балетного танцовщика. Говорят, ему уже шесть десятков лет, но тело при этом - точеное. А одна из натурщиц - совершенно, кстати, простая женщина, моющая полы и проживающая в одном из самых «пролетарских» районов города, - имеет завораживающую пластику. Рисовальщики даже удивляются, как она вообще может долго фиксировать свое тело под самым немыслимым углом.
Практически все натурщики стараются держать свою работу в тайне. Бывали случаи, когда в аудиторию во время сеанса вламывались ревнивые мужья, и объяснить им, что ничего неприличного их жена не совершает, было трудно. Случалось, что некоторые натурщицы выходили замуж за художников, но, естественно, после этого в студии их больше никто не видел.
В крупных городах, в особенности в европейских столицах, существуют конкурсы по отбору в натурщики. В Саратове никаких конкурсов нет, людей берут просто «с улицы». Но от этого способности студентов саратовской художественной школы отнюдь не умаляются.

Светлана Микулина

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...