Саратовские новости
общество

Ужасающие контрасты

2 декабря 2001г.

Под таким заголовком издающаяся в столице американских автомобилестроителей, городе Дейтройте, газета «Дейтройт фри пресс» 23 ноября опубликовала статью оказавшегося в нашей стране, и не где-нибудь, а в поселке Усть-Курдюм, на границе с Казахстаном, своего корреспондента Майка Томпсона.

В поселке корреспондент обнаружил потрясший его контраст между угнетающими развалом и нищетой большинства жителей и несколькими вызывающими по своим размерам, расположенными за 8-футовыми заборами, особняками богачей с гаражами на две машины и спутниковыми тарелками.

По словам Томпсона, увиденное им в Усть-Курдюме может рассказать многое о нынешней России в те дни, когда 25 декабря будет отмечаться десятилетие «конца коммунизма»: за время, «прошедшее после того, как красное знамя было спущено с флагштока Кремля, горстка русских стала процветать, большинство же людей чахнет или стало жить намного хуже». Путешествуя на поезде по провинциальным районам России и наблюдая «нищенские жизненные условия и мизерабельное существование такого большого числа людей, — пишет Томпсон, — ты приходишь к мнению, что средний русский, должно быть, задается вопросом по поводу капитализма: так где же результат?»

При этом надо отметить, что сам корреспондент, заведомо ничего не зная и, по-видимому, не желая знать о жизни нашего народа при социализме, тем не менее, как святое причастие, использует в своей статье фразы типа того, что «сегодня русские наслаждаются свободами, которые и

представить себе было невозможно при удушающей катастрофе советского правления». Ему стоило бы постучаться хоть в одну хибару (а не в особняк со спутниковыми тарелками), которую он увидел, и ознакомить ее жителей со своим представлением о том, как они «наслаждаются» сегодня «свободами» и что вспоминают про «удушающую катастрофу» при Советской власти. Но понятно, что если бы он сделал это и напечатал то, что услышал в ответ, то данная статья никогда не вышла бы в его самой свободной дейтройтской газете. А потому воспользуемся тем, что ему удалось напечатать.

Это выглядит примерно так: «парадокс состоит в том, что, доказав почти за восемь десятилетий, что марксова теория организации общества мертва (?), Россия потратила еще одно десятилетие на то, чтобы показать: его критика капитализма была правильной — богатые стали там богаче, а бедные бедней». В общем, по словам автора, все у нас также сложно и непонятно простому американскому автомобилестроителю, как и российские таможенные правила и русская грамматика.

«Последние признаки экономического возрождения в России» — лично познав реальности нашей жизни, — с иронией приводит Томпсон заголовок недавней статьи в «Нью-Йорк тайме». Но за неделю до этого не менее авторитетная в его глазах «Уолл-стрит джорнэл» поместила нашу страну в скорбный список 25 стран мира, в которых существуют «наиболее недружественные» условия для западных инвесторов (после Джибути и Ботсваны).

Задаваясь причинами того, почему Россия остается, мягко говоря, «сложным местом для ведения бизнеса», автор приводит такие факторы, как «культурные условия» или повсеместное неисполнение правил и законов. Например, по словам его знакомого — офицера американской полиции — самым свято соблюдаемым автомобилистами США правилом является непересечение сплошной разделительной линии на дорогах с двумя полюсами движения в разные стороны. Однако в России он не раз с ужасом наблюдал противоположное поведение водителей.

Другим фактором, «мешающим экономическому прогрессу», по его словам, являются у нас «тесные взаимоотношения между властями и организованной преступностью». В России «правительство — это мафия, а мафия и есть правительство», — делает вывод путешественник. «И даже не спрашивайте среднего русского о том, как правительственные бюрократы и «блатные» в отношении к ним капиталисты поделили между собой права на минеральные ресурсы и национальное богатство после падения Советского Союза. Один обозреватель назвал это «крупнейшей кражей общественного богатства за всю историю человечества».

Тем временем, пишет Томпсон, национальная инфраструктура продолжает разваливаться. Дороги находятся в ужасающем состоянии. Страна заполнена разрушенными фабриками и полузаконченными строениями.

«Демократический капитализм», сокрушается посланец Дейтройта, у нас так и не случился, ибо «условия в России препятствуют коммерции»; нет связывающей воедино все 11 часовых зон системы хайвеев (шоссе), путешествие на самолете является «рискованным предприятием», вдалеке от больших городов имеется дефицит товаров ширпотреба, и там до сих пор далеко не редкость увидеть продавца, использующего счеты.

«Душераздирающей» называет Томпсон человеческую цену, которую приходится платить за «неудачу успешного плавания от коммунизма к капитализму». Приблизительно 700 000 брошенных детей переполняют «до слез непригодную для использования» систему приютов, что «вдвое превышает аналогичную цифру во всем Советском Союзе после Второй мировой войны», унесшей жизни свыше 20 миллионов человек. А снижение ожидаемой средней продолжительности жизни мужчин за последнее десятилетие превысило подобный показатель за всю историю страны.

При этом, по признанию автора, «западные усилия помочь имели смешанные результаты — в лучшем случае, катастрофические — в худшем». Наиболее примечательным он называет тот факт, что миллиарды долларов кредитов Международного валютного фонда, размещенные в Центральном банке России, были, как пылесосом, выужены оттуда смышлеными, приближенными к власти. «Как вы можете помочь стране, которая не хочет помочь себе сама?» — в заключение задает риторический вопрос корреспондент.


Леонид НИКОЛАЕВ,

www.rednews.ru


Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...