Примерно так размышлял о вопросах заработка московский предприниматель Анатолий Шалмин, когда загружал под завязку трейлер грузом рабочей одежды, предназначенной для газовиков. Путь предстоял не близкий — Казахстан, и потому, прежде чем отправиться в дорогу, Шалмин еще раз проверил документы на машину и груз. Все было в порядке, как и полчаса назад, когда они вместе с сыном выходили из дома. Через несколько минут старший и младший Шалмины уже катили навстречу границе с Казахстаном.
До самой границы у отца с сыном и их механического «партнера» по бизнесу проблем не возникало никаких. Не возникло их и при прохождении российского таможенного пункта «Караузек» в Астраханской области. Неприятности начались, как только КамАЗ подрулил к казахскому таможенному пункту. Именно здесь Анатолию Шалмину популярно объяснили, что у самого водителя с документами все в порядке, но фирма-получатель груза вовремя подсуетиться не захотела и необходимых бумажек казахским таможенникам не предоставила. Более того, представитель фирмы-посредника («НЭК») в этой сделке подошел к Анатолию и поведал ему о том, что здесь его никто и не ждет.
Перспектива для Шалмина складывалась более чем мрачная: дозвониться до конторы, которая отправила его с грузом в другую страну, было просто невозможно (мобильный телефон в этом районе не работал), проехать на территорию Казахстана для того, чтобы выяснить у получателя груза, в чем именно состоит проблема, тоже нельзя — таможенники не пускают. В довершение ко всему и переночевать негде. Правда, Анатолию Шалмину предложили встать на платную автостоянку, услуги которой были оценены в три (!) доллара в час. Шалмин, само собой, от такого сервиса отказался, на что ему совершенно недвусмысленно было сказано: «Не хочешь платить ту сумму, которую тебе назвали? Смотри, потеряешь гораздо больше на своем упрямстве. Если вообще не все».
Водитель счел эти угрозы пустым звуком и проигнорировал повторное «приглашение» на платную стоянку.
Дальше ситуация не стала яснее. Фирма-получатель казахской стороны «КТК-К» по-прежнему не давала о себе знать. Чего не скажешь о начальнике платной стоянки — настойчивые просьбы заехать на платную стоянку следовали одна за другой.
Поняв, что только зря теряет время и деньги, Анатолий Шалмин решает вернуться в Россию. Но перед тем как сесть в кабину своего КамАЗа, Шалмин становится свидетелем интересного разговора, который велся на казахском языке между начальником платной стоянки и сотрудником таможни. Шалмин казахский язык знает достаточно хорошо, поэтому для него не составило особого труда понять, о чем шла речь. А речь, между тем, шла о том, чтобы российский КамАЗ вместе с грузом был задержан под любым предлогом российскими коллегами на российской таможне.
Но деваться Анатолию Шалмину было некуда, и он отправился в обратный путь. Опасения водителя КамАЗа оказались не напрасными — начальник российского таможенного пункта Харитонов забирает у Шалмина таможенную декларацию и говорит, что нужно подождать.
После двух суток бесполезного ожидания Шалмин принимает решение ехать в Красный Яр для того, чтобы пожаловаться на действие российских таможенников непосредственному начальству этого таможенного пункта. Но до Красного Яра КамАЗ добраться не успел. Не доезжая нескольких километров до районного центра, трейлер Шалмина в лучших традициях американских боевиков был остановлен автомобилем российских таможенников. Легковой автомобиль подрезал «нарушителя», и через несколько секунд пара молодых людей в камуфляже уже лупили автоматами непослушного водителя КамАЗа. Досталось при этом и пятнадцатилетнему сыну Анатолию Шалмина Коле. Его тоже несколько раз приложили, но уже от руки. Пожалели ребенка, значит. После чего избитый водитель все же добрался до Красного Яра, но уже в наручниках. Шалмина поместили в камеру, отобрав при этом все документы (включая и водительское удостоверение), а его сына попросту выбросили на улицу без копейки денег. Что самое интересное, протокол о задержании Анатолия Шалмина российские таможенники почему-то составлять в тот день не стали, хотя Таможенный кодекс РФ (ТК РФ) это и предписывает.
В Красный Яр прибыл ведущий инспектор Астраханской таможни Роберт Ильязов.
Машину Шалмина «трясли» досконально, даже собак к этому делу приобщили. Искали наркотики. Но после того, как выяснилось, что «дури» в КамАЗе нет, был составлен протокол о нарушении таможенных правил: «В 7 часов 40 минут обнаружено нарушение таможенных правил. Водитель Шалмин без разрешения въехал на таможенную территорию РФ, не пройдя таможенной процедуры оформления. Проследовал в сторону Российской Федерации. Транспортное средство и водитель были задержаны в районе села Ватажное перед паромной переправой. Таким образом, водитель Шалмин нарушил положение статей 175-176 ТК РФ (изменения и дополнения в таможенной декларации)». Честно говоря, подобная формулировка не совсем ясна. Ведь Шалмин всего за сутки до описываемых событий уже проходил российскую таможню, и в тот раз в его декларации не было замечено никаких нарушений. В противном случае его просто не выпустили бы с территории России. В итоге Анатолию Шалмину инкриминируют ст. 279 Ч.1 ТК РФ (недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств). Резюме, мягко говоря, несколько странное. Но тем не менее нарушение данной статьи Таможенного кодекса РФ влечет за собой наложение штрафа от ста до двухсот процентов стоимости незадекларированных товаров и транспортных средств с последующей их конфискацией или без таковой. В случае с Анатолием Шалминым таможенники решили фразу «или без таковой» исключить, и конфисковали у водилы и машину, и находящийся в ней груз.
В протоколе изъятия указали следующее: «Изымается автомобиль КамАЗ (стоимость определить не удалось) и спецодежда». Ни количество товара, ни его стоимость указаны в этом протоколе не были. А между тем, товар, который находился в трейлере Анатолия Шалмина, тянул на 38 тысяч долларов. Взамен документов (права, товарно-транспортные накладные, паспорт) и автомобиля Шалмину вручили повестку, по которой он должен был явиться в головной офис Астраханской таможни.
Шалмин вместе с сыном отправились фиксировать побои в травмпукт, затем в транспортную прокуратуру и ФСБ.
Астраханская прокуратура оперативно рассмотрела жалобу водителя и выдала ему следующий ответ: «Ваша жалоба от 18 мая рассмотрена. Факты превышения служебных полномочий сотрудниками астраханской таможни и причинение вам телесных повреждений 17 мая в районе таможенного поста Красный Яр не подтвердились. В связи с чем в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников таможни отказано в соответствии со ст.5 П.2 УПК РСФСР. Астраханский транспортный прокурор Иноземцев А.В.». Правда, следует воздать должное сотрудникам астраханской таможни, они не выгнали Шалмина вместе с ребенком на улицу без денег и документов. Анатолию Шалмину вернули и паспорт, и деньги, и даже водительские права. Только водить Шалмину было уже нечего — его КамАЗ так и остался стоять в Красном Яре.
Еще одна небольшая подробность.
После того, как Анатолий Шалмин вместе со своим адвокатом обратился с жалобой в Государственный таможенный комитет, астраханские беспредельщики зашевелились. Сообразив, что первоначальный протокол, составленный сразу после задержания Шалмина, не выдерживает никакой критики, таможенники сообщают «правонарушителю» о том, что дело, возбужденное в его отношении, прекращено 6 июня.
Но уже 10 июня появляется новый протокол и, соответственно, новое дело (задним числом, между прочим). Если верить новому протоколу, то Анатолий Шалмин оказывал сопротивление сотрудникам таможенного пункта Караузек, когда те пытались остановить его КамАЗ. А это уже ст. 255 ТК РФ. Согласовано новое постановление было со Смельцовым А.В., начальником отдела таможенных расследований астраханской таможни. Начинается новая служебная проверка, которая должна определить, правомерными ли были действия таможенников. Выясняется, что действия были правомерны, но объяснить свою правомерность и подкрепить ее документально отказался даже начальник Астраханской инспекции по контролю за личным составом.
Когда же Шалмин попытался выяснить, куда исчез товар из его КамАЗа, то ему продемонстрировали расписку некоего Руслана Асмандиярова (без указания паспортных данных), сотрудника фирмы-посредника ООО «НЭК», в которой говорилось о том, что он получил оригиналы документов товаротранспортных накладных, счет-фактуры и ключи от автомобиля. О самом же грузе ни слова.
Шалмин потребовал, чтобы ему дали возможность хотя бы автомобиль забрать, но ему мягко намекнули, что, если он заберет жалобу из ГТК, то тут же получит и свой КамАЗ, и дело, возбужденное в его отношении, также будет закрыто. Короче говоря, воз и поныне на российско-казахской таможне.
Дмитрий ЛОМОВ,
спецкорр «Саратовского
криминала» в Москве