Потерпевших он обезоруживал своей респектабельностью. Ходил в дорогой меховой шапке, длинном кашемировом пальто. В руках всегда была кожаная папка. В одном случае представлялся пианистом, в другом — директором магазина, в третьем — преуспевающим бизнесменом. Ему верили. Возникни у Галины хоть малейшие сомнения, вряд ли она вела бы себя столь неосмотрительно.
При первой встрече он представился Игорем, сказал, что работает директором крупного магазина. Для большей убедительности пообещал девушке взять к себе продавцом. При этом дал понять, что в деньгах она не будет нуждаться. Галина работала продавцом аптечного киоска и не могла похвастаться своим заработком. В устах директора все это звучало настолько правдоподобно, что, услышав о его временных финансовых затруднениях, она, не задумываясь, дала ему в долг 30 тысяч рублей. Сомнения потом все же появились. Как-никак незнакомый человек. Кто он? Откуда взялся? Галина на всякий случай поделилась своими мыслями с сестрой. Та ее поступок посчитала легкомысленным.
Ее новый знакомый не заставил себя ждать. Однажды вечером он позвонил и сказал, что хочет вернуть недающий ему покоя долг. Условились встретиться у универмага «Русь». Отсюда до дома, в котором Раджиев снимал квартиру, рукой подать. С Галиной «директор» был очень любезен, рассыпался в комплиментах. Усыпив бдительность своей спутницы, пригласил в гости. Ничего не подозревая, та согласилась. Знала бы девушка, что ей уготовлено. Стоило переступить порог, как от прежних манер «Игоря» не осталось и следа. Он даже в лице переменился. Сразу же стал приставать к ней. Столкнувшись с невиданной грубостью, она хотела было уйти. Но хозяин квартиры преградил ей дорогу. Гостья поняла, что оказалась в западне. Все мысли тут же улетучились. Мозг сверлил один и тот же вопрос: как быть, что предпринять? Дверь заперта, да и как она открывается, та толком не знала. Девушка попыталась уговорить «Игоря», но тот ответил грубостью. Она стала возмущаться. Но и это не сработало. Ее спутник просто озверел. Он набросился на нее и стал избивать кулаками и ногами. Преступник жаждал крови. Широко размахнувшись, он ударил девушку железкой по голове. Потом еще и еще раз. Бил зверски. Убедившись, что та еще жива, схватил ее, окровавленную, за шею и стал душить. Чтобы она не издала ни звука, воткнул в рот кляп.
Целый день бездыханное тело находилось в квартире. Присутствие крови доставляло убийце истинное наслаждение. Это выяснится потом, во время следственного эксперимента. Он не мог оторваться от этой кровавой картины. И только страх заставлял действовать. Раджиев завернул тело в простынь, затем в одеяло и погрузил на тележку, привязал веревкой. Ночью выбросил в контейнер для сбора мусора.
Произошедшее его нисколько не угнетало. Напротив, он был в прекрасном расположении духа. Спокойно собрал заранее снятую с убитой одежду, золотые украшения и отправился в один из городских магазинов. Кольца, сережки, цепочки, браслет и другие изделия продал за бесценок. При этом покупательница даже не поинтересовалась, откуда все это. Главное, что дешево и из настоящего золота. Чтобы убедиться в этом, она даже потащила незнакомца к ювелиру.
Избавившись от вещей, он направился домой. Здесь его поджидали оперативники. Преступник понял, что сопротивляться бесполезно. Ему расставили сети, из которых невозможно выбраться. Силовики были готовы ко всему, но даже их, повидавших многое, сообщение убийцы повергло в шок. Тот сказал, что убил девушку потому, что хотел напиться горячей крови. Раджиеву привезли из местного мясокомбината литровую банку крови только что забитого животного. На глазах удивленных оперативников он, даже не поморщившись, выпил ее до дна. «Человеческая слаще», — сказал вампир, глядя на пустую посудину.
Что делал убийца со своей жертвой, можно только догадываться. Зато точно известно, что такая же участь могла постигнуть еще одну девушку — Машу Миленкову. Она пришла к магазину «Ладья», чтобы встретиться с сестрой. Не дождавшись ее, хотела отправиться к подруге. В этот момент и подошел видный кавказец. Представился бизнесменом. Узнав, что девушка отправляется в сторону улицы 30 лет Победы, очень обрадовался. «Вот и хорошо, — сказал он. — Мне тоже в тот район. Пойдем вместе». По пути сказал, что у него трехкомнатная квартира и он очень хотел бы показать ее своей спутнице. Миленкова раздумывала. Поравнявшись с домом, в котором он жил, Раджиев резко дернул девушку за рукав шубы, пытаясь затащить в подъезд. Та начала сопротивляться. Он продолжал тащить, успокаивая ее: «Не бойся, — твердил кавказец. — Посмотришь, как я живу, послушаешь музыку и пойдешь. Я музыкант, играю на пианино. К подруге всегда успеешь. Не беспокойся, пальцем тебя не трону».
Это были всего лишь слова. В квартире он действовал по хорошо отработанному сценарию. Снял с гостьи шубу, включил на полную громкость телевизор и в приказном тоне сказал, чтобы та разделась догола. Пригрозил: «Если не сделаешь этого — убью». Поняв, что хозяин не шутит, девушка подчинилась ему. Насильственно завладев ею, он удалился в ванную комнату. Уходя, бросил: «Пошевелишься — прикончу!» Потом позвал ее. Пленница была вынуждена подчиниться его требованию. Ванная оказалась доверху заполненной водой. «Хочет утопить!» — мелькнуло в голове. Но своего испуга не выдала. Забравшись, она ногой обнаружила, что вместо пробки воткнута тряпка. Незаметно выдернула ее.
В ванной насильник потерпел неудачу. Это его еще больше распекло. Он носился по комнате, орал. Велел своей спутнице вылезти из ванной, швырнул ее на кровать, совершил насильственный половой акт. Потом схватил за шею и опять же тоном, нетерпящим возражений, сказал, чтобы она выполняла все его требования, иначе отсюда не выйдет. Пленница плакала, умоляла своего мучителя. Видя, что он на грани нервного срыва, начала успокаивать. Воспользовавшись моментом, сообщила, что она мусульманка. Раджиев не поверил. Тогда девушка сказала несколько фраз по-татарски. Не пойди Маша на эту хитрость, она вряд ли осталась бы в живых.
Убийца не щадил даже тех своих избранниц, которые нравились ему. Среди таких оказалась и студентка Санкт-Петербургского санитарно-гигиенического института Светлана Лобова.
Шла летняя сессия. Светлана сдала самый трудный экзамен, причем на «отлично». Позвонила в Таллин, чтобы обрадовать родителей. Сказала, что сдаст следующий и приедет погостить домой. В назначенный день отец пришел на вокзал, чтобы встретить дочь, но Светланы в поезде не оказалось. «Значит, не смогла, — решил отец. — Она очень усердная. На целый день может закрыться в комнате и читать. Наверное, и на этот раз зубрит. Ведь обещала сдать сессию без единой тройки. Первый экзамен сдала на пятерку. Теперь тем более будет стараться». После таких рассуждений отец совсем успокоился. Но ненадолго. Через два дня пришла телеграмма, в которой хозяйка сообщала, что Светлана две ночи не ночевала и не пришла на экзамен. Наспех собравшись, они с женой тут же отправились к дочери. Чего только не передумали за дорогу! Какие только мысли не роились в голове! По приезде подтвердилось самое худшее. Дочь пропала, словно в воду канула. Пришлось объявлять розыск. Светланы в это время уже не было в живых. Много дней она подвергалась психологической обработке. Ее новый друг Альберт (это уже третье имя Раджиева) очень просил, чтобы они жили вместе, обещал ей всяческую помощь. «Почему бы не попробовать? — рассудила девушка. — Не понравится — уйду». Прихватив свои вещи и цветной телевизор (о нем «Альберт» напоминал несколько раз), счастливая Светлана отправилась к своему ненаглядному. На такси ее посадила подруга. Помогла дотащить груз. Больше она Светлану не видела.
Райской жизни, которую обещал ей «Альберт», не получилось. Лобова была потрясена, насколько изменился человек, с которым она еще вчера хотела связать свою жизнь. Кричал, срывался на каждом слове. Он просто был пропитан ненавистью к ней. Светлана решила твердо: если уходить, то сейчас, сию же минуту. Но обратного пути не было. На нее обрушился град ударов. Сначала она сопротивлялась, потом обессилела. По ее нежному красивому лицу били, словно по надувному мячу. Насладившись вдоволь, мучитель пустил в ход металлический предмет. Двумя сильными ударами он проломил ей череп, хлынула кровь. Девушка скончалась на месте. Влек преступника не только свежий запах крови, но и дорогие вещи, на которых можно было заработать. Деньги постоянно требовались кавказцу. Для поддержания имиджа. Он же директор крупного магазина, известный пианист, преуспевающий бизнесмен. Постоянно вращается в высших кругах, лично знаком с первыми лицами, многими артистами. Нужно одеваться соответственно, раскатывать на шикарных машинах. На самом деле у Раджиева даже среднего образования не было. Он с трудом писал и читал. Ему нужны были деньги на другие цели. Убийца долго на одном месте не задерживался, колесил по всей стране, стремясь замести следы своих злодеяний. В то же время он не отказывался от своего преступного промысла. После совершения очередного убийства он прикатил в свой родной город Кизилюрт. Здесь через знакомых узнал о планах одной семьи. Та хотела продать квартиру или поменять на другой город. «Саид» тут же предложил свои услуги. Он не столько помогал, сколько выведывал, когда сделка состоится и где будут храниться деньги. В артистизме ему не откажешь. «Благодетель» настолько искусно играл свою роль, что его новые знакомые даже не заподозрили, с кем имеют дело. Раджиев быстро вошел в доверие, стал в доме Казанцевых своим человеком. Это доверие обошлось им очень дорого. Улучив момент, преступник, знавший к тому времени, где припрятаны 4 миллиона рублей (по тем еще деньгам), взял их и был таков. География преступлений Раджиева довольно обширна. В одних городах он грабил. В других насиловал. В третьих убивал. Кровавый след сопровождал его постоянно. Что толкало на столь тяжкие злодеяния? На суде Раджиев заявит, что он очень вспыльчив и что часто теряет над собой контроль. «Я готов нанести вред любому, кто разозлит меня, будь это незнакомый или близкий родственник», — объяснил Раджиев.
Особенно цинично убийца относился к русским девушкам. По его утверждению, все они грязные и продажные. Его просто бесило при одной мысли, что они общались до него с мужчинами. Изнасилование он начисто отвергал. Говорил, что секс у них был на добровольной основе и что некоторые из его жертв даже требовали деньги.
Чувствуя расплату, убийца изворачивался, запутывал следы, менял показания. Ему все же пришлось признать, что только в Санкт-Петербурге им было совершено пять убийств. Во время дачи показаний преступнику был задан вопрос в отношении потерпевших ленинградок Светланы Лобовой и Ирины Корневой: пил ли он их кровь? Он сказал, что видел такой сон. Но сон ли это был? Балаковский эксперимент подтвердил, что Раджиев нисколько не брезговал кровью. Напротив. К тому же он сам признался, что убил Галину Завьялову только потому, что хотел напиться горячей крови.
Уловки преступника не помогли. По заключению судебно-психиатрической экспертизы с участием сексопатологов подсудимый Раджиев психическими заболеваниями не страдал и не страдает. Временного расстройства психической деятельности у него не было. Он мог отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Выявлено единственное: убийца имел признаки психопатии с элементами сексуальной девиации. Вердикт таков: признать Раджиева вменяемым. В применении принудительных мер медицинского характера он не нуждается. Судебная коллегия признала Раджиева виновным по целому ряду статей УК РФ. Учитывая характер и степень общественной опасности преступлений, личности виновного, в том числе отягчающие обстоятельства, убийцу приговорили к самой строгой мере наказания.
Иван ТАРАН