Данные особенности сделали область зоной транзита наркотиков из ближнего и дальнего азиатского зарубежья (по сведениям из официальных источников в Казахстане появились заводы по переработке макового сырья). Естественно, доля транзита оседает в области, формирует центры оптовой торговли и вскармливает преступные сообщества. Одновременно в области остается и часть миграционного потока из районов культивирования наркокультур. Другой поток мигрантов проникает из “горячих точек” Кавказа. “Азиаты” и “лица кавказской национальности” имеют иной, чем у коренного населения области образ жизни, традиции труда (склонность к рыночной торговле), иную культуру поведения (в т.ч. по отношению к наркотикам).
Все это делает отношения коренного населения с мигрантами настороженными и враждебными. Взаимодействие культур, имеющих различные цивилизационные корни, становится фактором межнациональной напряженности. В числе преступлений, совершаемых в области, появились такие, неведомые прежде коренному населению как угон скота, разбой на дорогах, похищение людей.
В концепции региональной безопасности фактор миграционной опасности не выделен в качестве самостоятельного. Очевидно предполагается его включенность в политический аспект, именуемый как “угроза политической стабильности”. Однако пограничный статус области диктует необходимость выделения миграционной опасности (в ее этническом аспекте) в качестве самостоятельного и одного из приоритетных факторов региональной безопасности.
Усиливает данный тезис и чрезвычайно неблагоприятная демографическая ситуация в области, непрерывно уменьшающаяся численность населения (на 16 тысяч ежегодно), снижение продолжительности жизни (59,4% у мужчин и 72,7% у женщин) и числа браков (на 10,7% за последний год).
Может показаться, что утверждение о миграционной опасности преждевременно. Ведь из более чем 50 тысяч зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев (на 1.01.98 г.) 35,5 тысяч - русские. Однако по данным таможенной и паспортной служб общее число беженцев гораздо больше и составляет 200 тысяч человек, причем большей частью из среднеазиатских республик и Кавказа. В области имеются многочисленные национальные общины, например численность азербайджанской составляет 30 тысяч. Приэтом даже небольшое количество беженцев одной национальности, особенно из районов этнических конфликтов становятся источником возбуждения всей общины. Взаимная обида конфликтовавших некогда сторон сохраняется долго и прорывается порой в публичных интерпретациях происшедших событий.
Вот, например, какой след оставили события в Карабахе в среде армянской и азербайджанской общин. Как говорит Сусанна Фанян, президент армянской общины “Крунк”, созданию общины “во многом способствовало карабахское движение, которое зажгло в сердцах всех армян стремление к воссоединению”. Аналогичные мотивы высказывает президент азербайджанского общества “Ватан” Мурадов Владимир Нариман-оглы:
“... Как то организоваться , сплотиться оказалось возможным, когда Азербайджан был вынужден защищать свой суверенитет с оружием в руках ”. Цитаты взяты из оной и той же газеты - спецвыпуска , посвященного Ассамблее народов Саратовской области (“Саратовская мэрия”, № 23, 4-10.06.99 г.)
Комментарием здесь не требуется. Очаг межэтнической неприязни оказался далеко от территории, на которой он зародился и дай Бог ему не вспыхнуть в новом месте.
Косвенно наличие “этнической опасности” в Концепции признается. Более того, рядом с необходимостью “обеспечения гражданского мира и национального согласия”, документ четко обозначает и такую необходимость, как “защита национальных духовных ценностей, норм морали и общественной нравственности”. Но ведь понять данное утверждение можно и таким образом, что существует необходимость в защите только от “вторжения с Запада”, что только западная индивидуалистическая мораль, бездуховность и культ силы является угрозой для региона.
Однако некоторые высказывания губернатора области Д.Аяцкова последнего месяца говорят и о том, что им понимается необходимость защиты и развития именно русской культуры: “Не следует забывать, что из 111 национальностей, населяющих область 84% - русские”? Что должно быть предусмотрено в Концепции региональной безопасности, если для русской культуры и русского образа жизни главным “раз-дражителем” и сильнейшим элементом эрозии является скорее Восток, чем Запад?
Понятно, что возведение любых “барьеров” на пути проникающего чужеродного влияния требует политической деликатности и дипломатического подхода. В то же время предельная жесткость в рамках закона и неукоснительное исполнение его требований, исключение неконтролируемой миграции уже представляется совершенно необходимыми. Проект Концепции региональной безопасности об этом умалчивает. Может быть из дипломатического чувства той самой деликатности? Но замалчивание публичной проблемы - по смыслу то же самое, что говорить неправду. Неправдой и замалчиванием проблему не решить, тем более проблему, состоящую из тончайшей этнонациональной материи. Не решив же ее сегодня или, хотя бы. Не начав решать завтра, мы можем получить этнический конфликт с последствиями типа сербских.
Ю.Чернышов