Саратовские новости
Русско-российский проект

Торгово-этнические меньшинства в общественно-политической жизни провинциального города

4 августа 2001г.

Современные миграционные процессы обусловливают принципиально новую ситуацию в россииских регионах, не только в социально- экономическом, но и в политическом планах. В региональной власти и в местном самоуправлении происходит перегруппировка общественных сил, изменение субъектов политики. Новизна ситуации заключается не только в политической легализации криминального бизнеса, но и в том, что существенную роль начинают играть так называемые торгово-этнические меньшинства, за последние годы существенно увеличившие свою численность в поволжских городах и в сельской местности. Под торгово-этническими меньшинствами мы понимаем некоренное население, проживающее на данной территории незначительное время (5-10 лет), отличающееся от титульного этноса национально-культурными признаками, которые выступают основным фактором и механизмом их социальной идентификации и главным занятием которых являются торгово-посреднические операции.

Торговые меньшинства обладают целым комплексом критериев. Это меньшинство этническое, религиозное, чаще - этно-конфессиональное. Следующий признак - пришлость, неавтохтонность. Как правило, они объединены жесткой и развитой системой внутренних связей - религиозных, клановых, семейных и т.п. Имеется и своя "социальная инфраструктура" - сеть разнообразных общинных организаций. Эти группы образуют места компактного проживания, особенно в крупных и средних городах. Важными признаками торговых меньшинств является отсутствие замкнутого экономического цикла, специализация на производственных операциях, ориентации на традиционные для коренного населения области экономические деятельности. Основная сфера их деятельности - торгово-экономическая, посредническая.

По нашим подсчетам торговые меньшинства в Поволжском регионе (Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская области) составляют около 7-9 % от коренного населения. Около 10% в составе коренного населения не принадлежат к титульному этносу и в основном ориентируются в экономической деятельности на торгово-посреднические операции (татары, евреи, мордва, чуваши, марийцы, немцы). В настоящее время наблюдается специализация в системе занятости между титульным этносом, коренным населением, не принадлежащим к титульному этносу, и торговыми меньшинствами, переместившимися в регион после распада Советского Союза, особенно из Северокавказских краев и республик. По данным служб миграции Волгоградской, Саратовской и Самарской областей среди мигрантов преобладают азербайджанцы (32%), армяне (15%), чеченцы (17%). Русские доминируют в составе беженцев и мигрантов из среднеазиатских республик (56%), среди мигрантов из регионов Северного Кавказа их 15%.

Характерно, что основной поток мигрантов составляют этносы, не имеющие право на статус беженцев и вынужденных переселенцев, поскольку мигрируют они из собственных государств (Армении, Азербайджана). Следовательно, основа миграции не имеет социокультурного и гуманитарного характера и обусловлена чисто экономическими причинами, что в целом вызывает негативную реакцию местного населения и отрицательно сказывается на политической ситуации в регионе. Характерен в этом отношении пример с предложением саратовского губернатора Д.Аяцкова разместить на территории области пятьдесят тысяч беженцев - косоваров. По данным наших опросов 95% респондентов отнеслись к инициативе губернатора отрицательно, 3% респондентов высказались неопределенно.

Ухудшение политической ситуации в регионе, совпавшее по времени с интенсивной миграцией торговых меньшинств, связано преимущественно с внутренними для региона обстоятельствами. Главное среди этих обстоятельств углубление противоречий между местными клановыми и элитными структурами. Элементами неформальной социально-политической структуры в регионе являются социально-экономические кланы и административная элита. Под кланами мы понимаем неформальные социальные образования, сформировавшиеся на базе распределения и перераспределения собственности, реально контролирующие местное экономическое пространство. Понятие элиты во многом условно и оно отождествляется преимущественно с г должностным статусом, нахождением в органах власти и управления .

Кланы являются преимущественно социально-экономическими общностями, элиты - социально-политическими. Кланы в большей степени интегрированы в представительную власть, в систему местного самоуправления и в основном контролируют региональные группы давления в местной и федеральной власти. Элиты действуют в составе губернаторских административных команд и опираются на исполнительную власть. Региональные политические лидеры поддерживаются в основном элитами. В последние годы наметилось противоречие между губернаторами и элитами, с одной стороны, и отраслевыми и территориальными кланами, с другой стороны. Это касается налоговой политики на местах, формирования и использования региональных бюджетов. Проявление кланово-элитных противоречий наблюдается в последние годы в конфликтах между губернаторами областей и мэрами городов, между исполнительной и законодательной властями.

На эту непростую региональную политическую ситуацию накладываются выше отмеченные миграционные процессы, существенно усугубляя ее. Во- первых, интеграция вновь прибывших торговых меньшинств в посреднические операции обостряет противоречия между местными кланами и элитами. Всего за период с 1991 по 1998 год в Самарскую, Саратовскую, Волгоградскую области прибыло из Кавказского региона и Среднеазиатских республик более 800000 человек. усиливая элиты и ослабляя кланы. Кланы получают в лице меньшинств дополнительных конкурентов, которые ориентируются в основном на элиту. Элита обеспечивает им протекционизм в получении лицензий на торговлю, налоговых льгот, кредитов в коммерческих банках. Во-вторых, кланы, так или иначе, связаны с местным производством и товаропроизводителями.

Функции элиты сводятся в основном к властному регулированию экономических отношений, тем самым, между этими группами имеет место противоречие по поводу соотношения экономического и политического воздействия на производственный и распределительный процессы. Торговые меньшинства, связанные исключительно с оборотом товаров, ориентируются на волевые методы руководства, посредством которых создаются различные торговые корпорации и ассоциации, сбыточные и заготовительные продовольственные компании, противостоящие ранее сложившимся аналогичным компаниям, контролируемым кланами. В рамках вновь формирующихся региональных торгово-посреднических структур оформляется круг особо доверенных лиц губернатору, в который, как правило, входят представители торговых меньшинств. В-третьих, клановая структура торговых меньшинств, интегрированная в легальную и теневую экономику, противостоит клановой структуре титульного этноса. Особенно наглядно это проявляется в конкуренции за контроль над местными продовольственными и вещевыми рынками. В настоящее время этот контроль в основном принадлежит торговым меньшинствам. В результате конкуренции за контроль над сферой распределения торговые меньшинства играют самостоятельную политическую роль и не выступают уже в качестве вспомогательной для элиты силы.

Повышению политического влияния меньшинств способствуют их высокая социальная мобильность, закрытость организации, подчинение всех членов диаспоры общим правилам и нормам, наличие мощной материальной и финансовой базы, установка на личный и клановый успех, даже в ущерб интересам местного населения. Политическая консолидация и экспансия, рост экономического влияния и могущества торговых меньшинств вызывают в целом негативную реакцию местного населения. Общественное мнение в основном формируется под воздействием отчуждения населения от власти и собственности и под впечатлением от ситуации, наблюдаемой в распределительных отношениях. Основой этнической ментальности в регионах является не производство, а распределение и потребление, оно идентифицируется зачастую с образом и деятельностью перекупщика и распорядителя на рынке.

Этническая самоидентификация русских во многом осуществляется за счет негативного восприятия и отрицания стихии продовольственного рынка, персонифицируемой с фигурой "кавказца". На наш вопрос: "При каких условиях Вы готовы голосовать на выборах за представителя некоренной национальности?", около 85% опрошенных жителей Саратова ответили: "Ни при каких". Три года назад это показатель был ниже на 20%. В местные законодательные органы проходят те представители некоренного этноса, которых поддерживает администрация, и которые входят в круг доверенных лиц. Расширение этого круга осуществляется во многом за счет торговых меньшинств, чему имеются свои причины. Меньшинства не связаны с традиционными местными кланами, берущими свое начало от бывших руководящих партийных структур. Они сравнительно быстро адаптируются к изменяющимся условиям.

Общественная экспансия торговых меньшинств на региональном уровне встречает противодействие со стороны интеллектуальных кругов, которые в силу высокой профессиональной подготовки и лучшего понимания местной ситуации переигрывают меньшинства на политическом поле. Амбиции интеллигенции поддерживаются средствами массовой информации, часть которых стоит на националистических позициях. Негативно настроены социальные низы, составляющие основную массу избирателей. В Поволжском регионе более 80% всех избирателей являются представителями титульного этноса. Таким образом, торговые меньшинства пытаются играть на уже занятом и во многом малознакомом для них политическом пространстве, делая ставку на свое экономическое влияние, однако заметных успехов в этом не наблюдается. Негативная социальная и социокультурная самоидентификация русского населения, совпавшая по времени с его отчуждением от власти и собственности, является основным условием роста националистических настроений в современной российской провинции и стимулирует авторитарные тенденции в региональной политике.

Сергей Барзилов,
д.с.н., профессор, зав. кафедрой социологии СГТУ

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...