А.И. Герцен пишет: “Народ ответил на реформы Петра явлением Пушки на”, подразумевая при этом, что он - естественная реакция на общественную потребность, политик в высшем значении этого слова, политик на все времена. Такой же вывод следует и в знаменитой пушкинской речи Ф.М. Достоевского, которая, впрочем, и сама является “политийной”, возвышенно-политической. Да, Пушкин фундаментально осмысливал историческую судьбу русского народа и государства и не надо всем нам стесняться учиться политическому и национальному мышлению у поэта.
Как определить политическое мировоззрение Пушкина в системе современных политологических координат? Конечно, ни к демократам , ни тем более к коммунистам имя его не пристанет. Кто же он? Вспомним его “Вакхическую песню”: “Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты солнце святое, гори!” Это гимн Просвещению, его основополагающим ценностям, прежде всего свободе. Прославление свободы, вера в ее торжество на Руси - сквозная тема творчества Пушкина. И подводя себе итог в стихотворении “Я памятник себе воздвиг...”, ставит себе в заслугу, “что в сей жестокий век восславил я свободу”. Отстаивание свободы это либерализм. Что же, Пушкин либерал? Конечно. Только пусть не спешит “Выбор России” записывать в свои ряды гения. Пушкин отстаивал принципиальной иной выбор. И либерализм его качественно иной.
Другая сквозная тема творчества Поэта - патриотизм, любовь и преданность русскому народу, его государству и культуре. В стихах 1931 года “Клеветникам России”, “Бородинская годовщина” патриотическая тема приобретает и чисто политическое звучание. “Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть и надежда, великая надежда за русского человека” (Ф.М. Достоевский). Но ведь “дух народа” - идеологема консерваторов, выдвинутая ими в противоположность либерально-гуманистической идее “духа времени” (К. Манхейм).
Следовательно, поэтическое, историческое и “политийное” мышление русского гения обнимает и объединяет противоположные формы мировоззрения. В истории политологии такое синтетическое мировоззрение называют “консервативным либерализмом”, получившее свое классическое обоснование в трудах наших соотечественников Петра Струве и Семена Франка (последний, кстати, жил и творил в Саратове с 1918 по 1921 гг.). В настоящее время синтезировать либеральные и консервативные ценности в рамках идеологии политического центризма пытается Степан Сулакшин, который по оценкам некоторых российских политологов будет третьим президентом России.
Как “консервативный либерализм” характеризовал воззрения Александра Пушкина и его друг Петр Вяземский. Может быть действительно - это и есть соответствующий русской духовности ответ на исторический вызов эпохи перемен?
Александр Жаворонский