Выступление С.С. Сулакшина на заседании Политсовета 12 января 1999 года
Замечательные слова говорит новое правительство об экономической политике, но когда эти слова сопоставляешь с материальным свидетельством, с законом о бюджете, возникает просветление. Что говорил Примаков и его команда? Пора прекратить долговую зависимость от Запада, пора от финансовой стабилизации перейти к поддержке реального сектора, развитию промышленности, производства, к прозрачной, открытой и честной бюджетной политике, что в 1999 г. возможен экономический рост. Что на самом деле? Бюджет по сравнению с 98 годом уменьшен почти в 3 раза. Это результат девальвации рубля, введенного механизма конвертирования рубля к доллару, импортизации рынка в стране и его долларизации.
Эти показатели спланированы, они не являются результатом проблем, с которыми столкнулась страна. Я располагаю данными о том, что уже в мае 1998 все это было запланировано. На некоем заседании очень влиятельных западных государств в присутствии Чубайса были приняты решения о летних займах МВФ, которые шли на поддержку правительства Кириенко. В результате, за счет этого очередного транша общий уровень долга был только наращен. Объявлен профицит, т.е. превышение доходов над расходами в сумме не менее 65,5 млрд. руб. . Это свидетельствует о том, что монетаристская финансовая формула бюджета не только не видоизменилась, но ужесточилась
Примаков говорил, что нужно увеличивать роль государственного регулирования в экономике. На деле: доля консолидированного бюджета ВВП уменьшилась на несколько %. Значит, на деле осуществляется прямо противоположное: роль и место государственного регулирования уменьшается. Как бюджет относится к регионам? Региональные программы развития меньше уровня прошлого года, к тому же все цифры еще нужно делить на 3, потому что в долларовом исчислении бюджет в 3 раза уменьшен.
Что делается с налогами? Налоги - это основа бюджета. С налогами следующее: заявлено, что уменьшается налоговое давление на промышленность на 80 млрд. руб. Однако, больше 60 % предприятий убыточны, у них нет прибыли и снижение на 1/7 налога на прибыль эффекта просто не дает. Наряду с объявленным снижением НДС, увеличиваются акцизы на ряд товаров (до 40 %), возникают новые объекты налогообложения, такие как: сумма амортизационных отчислений (значит, обновление основных фондов, основа роста и развития, еще более сильно подрезается); сумм задолженностей организаций (т.е. если бюджет не оплатил государственный оборонный или иной заказ, и оно по этой причине имеет неплатежи, то эти неплатежи объявляются имуществом предприятий и с них взимается налог). Также увеличиваются налоги по доходам, полученным не по месту основной работы.
Значит, на первый взгляд благая идея - бороться с неплатежами путем налогового стимулирования предприятий - это по сути все та же гайдаровская идея: “Красные директора - враги, они специально эти неплатежи организуют”. Она абсолютно бессмысленна при таком уровне монетаризации экономики. Денег просто нет, неплатежи в принципе не могут быть развязаны на денежной основе. А налогообложение - это денежный расчет. Значит, вся эта логика опять сводится к подрыву реального сектора страны, налогооблагаемых баз, как источников доходов в бюджеты всех уровней.
Вывод. Формулы, по которым написан бюджет Примакова - это формулы МВФ. Привожу доказательства. Бюджет Примакова изготовлен не Примаковым, а Задорновым и утвержден правительством 20.06.98 г. Это было правительство Кириенко. Стэнли Фишер, заместитель директора-распорядителя МВФ заявлял тогда: “Когда правительство стало реализовывать наш антикризисный пакет, Россия встала на верный путь”.
Кроме того, отменен ряд налоговых и социальных льгот: по налогообложению организаций, где работает более половины инвалидов; всем видам учреждений отдыха; на работы и услуги в области пожарной безопасности; доходы учащихся дневной формы обучения; от продажи товаров личного подсобного хозяйства; предприятий, зарегистрированных в закрытых городах (теперь, с одной стороны, американцы дают 30 миллионов долларов на программы социальной поддержки этих городов, с другой стороны, по их же сценариям, около 6 миллиардов рублей изымается из доходов закрытых городов в федеральный бюджет; никаких компенсаций в виде увеличения дотаций на эту величину правительство не внесло).
Таким образом, бюджет Примакова является не меняющим основные приоритеты и экономическую политику, а является сконструированным по тем же самым экономическим законам, по которым действовали и предыдущие правительства. Продолжает расти отрыв власти от интересов людей и страны. А это мина, которая взрывает государство, вызывает революции, “рельсовые” войны и другие потрясения и издержки. Что же такое Примаков? Версия номер один. Примаков очередная подставная фигура, которая умиротворяет страну, получив поддержку коммунистов. Версия номер два. Примаков мудрый патриот-профессионал, которому не дали сменить кадровый корпус (единственное назначение, которое он по сути дела сделал, - директор “Росвооружения”). Все остальные - это не его команда. Примаков находится в управленческом коллапсе, в режиме перегруза, на него свалилось столько, что он пока не дирижирует, передоверившись Задорнову, Шаповальянцу и прочим представителям предыдущей команды. Если верна вторая версия, то есть какой-то шанс на то, что Примаков потихоньку начнет кадровую чистку, потихоньку начнет “выправлять телегу”. Если верна версия первая, то совершенно ничего не изменится.
Каков прогноз состояния экономики? В бюджете заложен среднегодовой обменный курс - 21 руб.l$. Он уже сегодня выше. Значит, совершенно ясно, что будут реальны манипулятивные инфляционные доходы. Значит, имитация исполнения бюджета при дальнейшем подрыве реального сектора и реальных доходов бюджетов всех уровней налицо. Это еще один пример ориентации на валютную выручку, на внешние займы. Поскольку реальный сектор подрывается, то развития быть не может. По прогнозам самого МВФ, спад промышленного производства, а соответственно ВВП, в следующем году в нашей стране будет в районе 10 %, а инфляция - около 60 %. Прогноз такой, что дальнейшее ухудшение экономической конъюнктуры будет неизбежно, снижение жизненного уровня будет неизбежно. Никакого, конечно, увеличения ни внешних, ни внутренних инвестиций не произойдет.
Ухудшение социальной обстановки, увеличение протестного электората выводит нас на проблему оппозиции. Что такое оппозиция в нашей стране? Почему она практически единогласно проголосовала за бюджет 99? Вот данные по голосованию по бюджету в первом чтении: Яблоко - 0 %, КПРФ - 89 %, ЛДПР - 96 %, НДР - 63 %, Аграрии - 97 %, Российские регионы - 53 %, Народовластие - 70 %. КПРФ, Народовластие, Аграрии - вот она, оппозиция. От 70 до 97 процентов! Что это означает? Во-первых, фактор Маслюкова. Коммунисты считают правительство “своим” и голосуют по простому признаку: “Наше”. Коммунисты, по-моему, реализуют формулу: “Чем хуже, тем лучше”. Сделать все, чтобы ухудшить социальное положение большийства граждан в стране, тем самым увеличить потенциал протестного голосования в пользу самих коммунистов на выборах в Госдуму, а потом и Президента. При этом работает тактика не допустить разгона Думы, сохранить трибуну, кресло, государственную поддержку и не сорвать сами выборы. Поэтому они абсолютно лояльны к правительству и Президенту, сомкнулись с режимом.
Еще два слова в рамках бюджетного анализа. Что такое бюджет развития? Примаков уже год толкует о бюджете развития. Мол, впервые отделили инвестиционную составляющую от расходной составляющей. За год бюджет развития уменьшен до 21 млрд. руб. Зато в составе этого бюджета развития 88 % - внешние займы, а из них 60% - связанные кредиты, т.е. не деньги, а готовая продукция, за которую Россия платит Западу деньгами с процентами. Исчезли из закона о бюджете механизмы реализации бюджета развития. Зато появилась, протащенная коммунистами, идея о Российском банке развития (РБР) - банке с изрядной долей негосударственных держателей акций. Это значит, что вся инвестиционная часть бюджета, внешние заимствования, будут прокачиваться через РБР, где значительная доля акций будет принадлежать негосударственным рукам. Чьим рукам? Если очень хлопочет вся фракция КПРФ, как один, голосовавшая за бюджет, значит, расчет очевиден: коммунисты хотят построить механизм бюджетного насоса в партийную кассу. Вот и вся активность.
Вывод. Оппозиция перестала быть оппозицией, она сомкнулась с режимом. Государственно-патриотические интересы и уровень жизни большинства граждан значимые политические субьекты в стране не отражают.
Второй вывод. Продолжается сценарий глобальной операции над страной, конечная цель которой - уничтожение экономического и оборонного потенциала России уничтожение государственности России. Наступает форсированная финальная стадия, и некие чрезвычайные события очень вероятны уже в этом году.