Вопрос, вынесенный в заголовок, является едва ли не самым главным для жителей губернии. Не случайно поэтому тема обеспеченности области топливом не раз обсуждалась на заседания Высшего экономического совета (ВЭС) при губернаторе Саратовской области — совета, который дает губернатору и правительству области научно обоснованные предложения по принципиальным направлениям экономической политики. Являясь коллегиальным общественным органом, ВЭС представлен 47 известными в области учеными вузов, академических и отраслевых НИИ, представителями депутатского корпуса, исполнительной власти, бизнеса, общественных организаций, руководителями предприятий различных отраслей народного хозяйства. Более половины членов ВЭС имеют ученые степени, что позволяет считать рекомендации Совета научно выверенными.
На одном из заседаний ВЭС был заслушан доклад ректора Саратовского государственного технического университета, профессора, доктора технических наук, лауреата Государственной премии СССР Юрия Викторовича Чеботаревского. Ключевые моменты доклада мы и предлагаем вниманию читателей.
Характеризуя состояние топливно-энергетического сектора области, Ю.В. Чеботаревский отметил низкий уровень общей экономической эффективности его функционирования, нерешенность проблем платежей за использование топлива и энергии, нерациональность топливно-энергетического баланса, диспаритет цен на первичные энергоресурсы, хроническое отсутствием инвестиций (снижение за десятилетний период в 3,2 раза). Обеспеченность области первичными видами энергоносителей при существующем уровне добычи составляет по нефти 43%, а по природному газу – 6,1%. Общая доля собственных ресурсов не превышает 17% потребностей, что свидетельствует о высокой энергетической зависимости топливно-энергетического сектора экономики от поставок первичных энергоресурсов извне.
Именно этим, по мнению Чеботаревского, объясняется тот факт, что осенне-зимний период 2000-2001 годов проходил в условиях напряженных поставок первичных и преобразованных видов энергоносителей, ограничений потребления энергоресурсов, вызванных неплатежами за них.
Докладчик отметил, что в топливно-энергетическом комплексе сложилась односторонняя ориентация на использование природного газа. Однако запланированный на 2002 год объем добычи газа в размере 450 млн. куб.м3 и нефти 1,5 тыс. тонн недостаточен для формирования рационального топливно-энергетического баланса. Вызывает сомнение реальность формирования топливно-энергетического баланса области на 2002 год на основе запланированной поставки природного газа в область в объеме 7,9 млн. м3, в то время как лимит газа на 2000 год составлял около 5,5 млн. м3.
Саратовская область располагает большими запасами горючих сланцев (около 6,4 млрд. тонн). Вовлечение их топливно-энергетический баланс является достаточно сложной технологической задачей. Технология комплексного использования горючих сланцев разработана учеными технического университета и требует опытно-промышленной проверки. К сожалению, ОАО «Саратовэнерго» не интересуют работы по энергетическому использованию сланцев.
В области отсутствует комплексная система определения финансово обоснованного лимитирования расходования ТЭР (топливно-энергетических резервов) предприятиями, включая бюджетные учреждения. В основу этой системы должно быть положено энергетическое обследование, разработка энергетического паспорта и мероприятий по повышению эффективности использования ТЭР, а также оснащение всех бюджетных потребителей приборами контроля и учета расходования тепловой и электрической энергии.
Управлением Госэнергонадзора по Саратовской области совместно с техническим университетом разработан пакет необходимой методической документации, регламентирующий проведение этой работы в бюджетной сфере. Однако, до настоящего времени лимитирование базируется на фактических данных о потреблении ТЭР за предыдущие периоды, которые сильно отличаются от реальных потребностей. Результаты этой работы, проведенные техническим университетом в рамках реализации «Программы энергосбережения Минобразования России», на примере ряда школ Волжского района г. Саратова показали, что договорные объемы по поставке тепловой энергии завышены относительно проектных значений в полтора раза и более, договоры на отопление и горячее водоснабжение школ заключаются без учета проектных и реальных данных по тепловым нагрузкам, допускается существенный перерасход бюджетных средств из-за неоправданных утечек и теплопотерь, включаемых в счета на оплату. Все это вызвано отсутствием соответствующей нормативной базы при заключении договоров с энергоснабжающими организациями.
Докладчик остановился и на проблемах, связанных с реализацией губернаторской программы «Энергосбережение в Саратовской области на 1998 – 2005 годы». По результатам 2000 года только 11% планируемого объема средств было получено ГУ «Агентство энергосбережения» от энергоснабжающих организаций. Анализ перечня инвестиционных проектов, финансируемых из консолидированных средств, представленных ГУ «Агентство энергосбережения», свидетельствует об отсутствии четкой экономически обоснованной технической политики и несбалансированности финансовых, технологических и производственных возможностей в решении проблем энергосбережения в области. Существующая система консолидации средств на энергосбережение, по мнению Ю.В. Чеботаревского, нежизнеспособна и следует разрабатывать и осуществлять другие схемы, в том числе за счет тарифных скидок.
Профессор Ю.В. Чеботаревский сообщил членам ВЭС, что по заданию правительства Саратовской области разработана «Стратегия развития топливно-энергетического комплекса области на период до 2015 года». Головным исполнителем разработки стратегии стал Саратовский государственный технический университет. Согласно этой стратегии, на первом этапе (до 2005 года) должна быть обеспечена лидирующая роль ТЭК в экономике области для формирования необходимых доходов в бюджет для решения социальных задач. На втором этапе (2005-2015 годы) необходим переход на энергосберегающий путь развития всех секторов экономики с дальнейшим развитием топливно-энергетического сектора с ориентацией на коренное повышение эффективности использования ТЭР и формирование экономически обоснованной структуры энергетики.
Авторы проекта готовы рассмотреть любые конструктивные предложения по его уточнению (Инновационный центр энергосбережения НТП «Волга-техника» СГТУ, директор – доцент, к.т.н. Ларин Е.А.; телефон (845-2) 52-62-23).
Развивая тему топливно-энергетического баланса (ТЭБ) — системы показателей сбалансированности, эффективности и управляемости производства, транспорта, преобразования и потребления топливно-энергетических ресурсов - директор инновационного центра энергосбережения НТП «Волга-техника» СГТУ, доцент, кандидат технических наук Е.А.Ларин привел конкретные цифры, характеризующие ТЭБ области и сформулировал основные направления совершенствования топливно-энергетического баланса области:
1. Развитие собственной топливно-сырьевой базы для обеспечения потребностей экономики первичными энергоресурсами.
2. Проведение активной энергосберегающей политики во всех отраслях экономики для снижения ее энергоемкости.
3. Диверсификация топливно-энергетического баланса, разработка способов взаимозаменяемости отдельных видов энергетических ресурсов и вовлечение в баланс нетрадиционных и возобновляемых видов энергии.
Комментируя выступления содокладчиков, вице-губернатор, первый заместитель председателя правительства Саратовской области, председатель ВЭС, кандидат экономических наук С.А. Шувалов заметил, что наличие или отсутствие на территории области предприятий, производящих электроэнергию, не решает энергетических проблем потребителей:
— Говорить о том, что у нас есть собственные электростанции, неправильно. Саратовская ГЭС находятся в собственности РАО ЕЭС, - сказал он, - а Балаковская – в собственности Минатома. Так что практически у нас ничего своего нет. Решение энергетических проблем могло бы достигаться хотя бы за счет регулирования работы «своего» и «не своего» энергопроизводителя, но у нас своего ничего нет и мы ничего фактически не регулируем.
Вице-губернатор поручил министрам в кратчайшие сроки предоставить данные о затратах на тепло- и электроэнергию на подведомственных им предприятиях и учреждениях и об источниках возмещения затрат.
Обсуждение темы было продолжено на заседании правительства, по итогам которого принято постановление №62-п от 04-06-2001.
Станет ли Саратов столицей нового Приморья?23 сентября 2001г.
Саратовская область в значительной степени зависит от поставок из других регионов России первичных энергоресурсов - нефти, газа, угля, ядерного топлива (80 - 85% от объема потребления). Из области экспортируются преобразованные виды энергоресурсов - электроэнергия, моторное топливо.
Производя достаточное для собственных нужд количество дешевой электроэнергии на Саратовской ГЭС, имея на своей территории высокорисковый объект энергетики - Балаковскую АЭС, область вынуждена покупать с оптового рынка более 50% потребляемой электроэнергии по ценам, превышающим тарифы на электроэнергию у этих источников.
Комментарии:
|
Загружается, подождите...
|