Саратовские новости
политика

Демократию ждет реанимация

3 октября 2002г.

     Десятки раз уже обсуждены, похвалены и осуждены результаты недавних выборов. Все вроде бы по заведенному порядку: победителей не судят, побежденных не жалеют, о щекотливых подробностях предвыборных баталий не вспоминают. На пассивность электората политики-аналитики и руководители нынче пеняют несколько больше, чем ранее — год назад, пять лет тому назад, но сожаление это легонькое, как осенняя грусть. Что, дескать, с этим электоратом поделать, мы его и листовками ублажаем, и обещаньями веселим, а он набычился и ни в какую. Не идет голосовать. Однако показная озабоченность и легкая грусть — от незнания грозящей беды, ее масштабов и причин. Так пресытившийся за обедом гурман жалуется на тяжесть в желудке, не зная, что среди проглоченных им грибочков затесалась бледная поганка.

     Отсутствие взаимопонимания и взаимоуважения между властью и обществом является той бледной поганкой, которая приведет к гибели нынешнюю Россию. Примерно такая же картина с явкой на выборы повсюду в нашей стране, не только в Саратовской области.

     Анализируя результаты выборов в различные представительные органы, явку на эти выборы, можно с уверенностью заявить, что выборы в Саратовскую областную Думу четвертого созыва, которые пройдут в 2007 году, по областному центру не состоятся. Не состоятся они и в городе Энгельсе и Балаково, и еще в некоторых других городах нашей славной губернии. Произойдет это по совсем простой причине. Печальной, горестной причине. Многие из тех, кто в начале нынешней осени ходил, превозмогая боль в суставах, на избирательные участки, не встретят осень 2007 года в этом грешном мире. Оснований же полагать, что новые, созревшие к тому времени, стариканы займут позиции нынешних, совершенно нет. Нынешние граждане сорока, пятидесяти, шестидесяти лет по структуре политических пристрастий и по их проявлениям резко отличаются от граждан более преклонного возраста, но почти не отличимы от юных поколений россиян. Те люди, которые в юности были воспитаны комсомольцами-пофигистами, через пять—десять лет не станут покорно внимать обещаниям своих властолюбивых сограждан. Что будет с властью, когда она со всего маху шмякнется о железобетонное равнодушие стариков-пофигистов?

     Уже сейчас, по результатам опроса, проведенного 8-го сентября среди тех, кто не ходил и не собирался идти голосовать, ясно, что в нынешнем виде представительная власть долго не протянет. Около 18 процентов опрошенных — почти каждый пятый — высказались в том смысле, что областная Дума не нужна народу, а служит лишь интересам сильных мира сего — крупных предпринимателей, чиновников. Еще около 50 процентов считают, что представительный, законодательный орган в области нужен, но формироваться он должен на совершенно другой основе. Главное требование — доступность для простых людей. Были предложения избирать депутатов по сословному принципу — от наемных работников промышленной сферы, от мелких предпринимателей, торговцев, от учителей, врачей, от безработных и т.д. Остальные респонденты, числом 30 процентов, вообще отказались комментировать свою политическую несознательность.

     Среди тех, кто принял участие в голосовании, более 40 процентов заявили, что привыкли участвовать в выборах. Средний возраст этого "привыкнувшего" электората — около 70 лет. Около 30 процентов граждан, принявших участие в голосовании, высказали предположение, что, избрав хороших депутатов, они улучшат жизнь свою и общества в нашей губернии. Эта категория респондентов — тоже люди не молоденькие, лет по десять пребывающие на пенсии. Оставшиеся 30 процентов попали на избирательные участки в силу сложившейся ситуации: кого-то "очень попросили" агитаторы, кто-то сам был агитатором, кто-то пришел за компанию. Вот, собственно, и весь тот народ, который уполномочил гордых наших избранников говорить от имени всего народа. Третья часть от двадцати пяти процентов — это несколько жидковатая консистенция.

     Но через пять лет и этого не будет. Можно, конечно, законодательно установить уровень явки в 1 процент, благо законодательная власть и не такие фортели себе позволяет. Можно вообще этот порог отменить, но тогда подстерегает другая опасность: а вдруг совсем никто не придет голосовать? Что тогда кандидатам делать — монетку бросать или на кулачках сходиться по олимпийской системе?

     Прежних порядков, когда на выборы ходили, страшась НКВД и соблазняясь роскошью буфетов, не возродить. Вернее, возродить-то можно, только для нынешних народных избранников гораздо комфортней в кабинетах налоговой инспекции, чем в кабинетах чекистских следователей, в грехах каяться. По этим причинам и по многим другим возврат к тоталитаризму невозможен.

     Остается нам, живущим в России, заняться во внутренней политике взращиванием многопартийности, любовным пестованием всех организаций, составляющих политический спектр общества. Этот вариант сильным мира сего тоже не очень нравится, о чем свидетельствовала позиция прежней областной Думы. Придется ведь в чем-то себя ограничивать, прикидываться радетелями нужд и чаяний простого народа. Если бы не страх перед энкаведешной однопартийностью, не допустили бы вершители российских судеб ни КПРФ, ни СПС, ни других любых партий. Гораздо проще манипулировать серой однородной социальной массой, чем политизированными гражданами. Деваться, однако, некуда. Поспешим, граждане, в партийные ряды, а то ведь все за нас опять решат без нас.

Виталий АНОВРУС, "Богатей"

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...