Саратовские новости
политика

Юрий Аксёненко: "В отставку я не собираюсь"

26 апреля 2002г.

Заявление губернатора о "разводе в саратовской семье", о полном разрыве отношений с мэром Саратова Юрием Аксененко стало самой большой сенсацией минувшей недели. Когда глава исполнительной власти области называет аппарат городской администрации "бандой", которую ожидает "неминуемая смерть" — это, согласитесь, далеко от нормаоьных отношений. За разъяснением причин произошежшего конфликта мы обратились к мэру Саратова Юрию АКСЕНЕНКО.

— На днях губернатор Аяцков выступил с резким заявлением относительно городской администрации и вас лично. Городским властям предъявлены обвинения в коррупции и запущенности коммунального хозяйства. Администрацию губернатор назвал "бандой", а вам предложил уйти в отставку. А вчера в газете "Саратов-СП" появилось заявление, якобы принятое политсоветом городского отделения "Единой России" (правда, никем не подписанное). В нем повторяются те же обвинения. Чем вызваны эти заявления? Имеют ли они под собой какие-то основания?
— Вы правильно отметили, что последнее заявление не подписано, и здравомыслящие люди должны из этого сделать свои выводы. Я не собираюсь вступать в полемику ни с кем. Чем вызвано появление таких заявлений — тем, что приближаются выборы, или еще чем-то, не знаю. Что касается обвинений в запущенности городского хозяйства, то, вопреки мрачным прогнозам, мы нормально прошли через отопительный период. По итогам первого квартала бюджет города выполнен, но при этом 40 процентов бюджета ушло за тепло, и столько же — на то, чтобы выплатить заплату работникам социальной сферы.
— Скажите, а это заявление губернатора стало для вас неожиданным?
— Нет, это заявление не было для меня неожиданным. Другое дело — какие-то слова, формулировки...
— Вообще-то обвинения небывало резкие.
— Пусть эти обвинения останутся на совести тех, кто их выдвигал.
— Губернатор употребил термин "банда", в анонимном заявлении говорится об "организованном преступном сообществе". Вы не собираетесь в связи с этим подавать в суд?
— Сейчас этой проблемой занимаются юристы.
— Появился слух, что после выступления губернатора вы согласились подать в отставку и даже называют точную дату — 24 апреля...
— Может быть, кто-то желает, чтобы так случилось. У меня такого и в мыслях нет.
— В связи с обвинением в коррумпированности городских чиновников хочу спросить о застройке стадиона "Спартак". Спортивное сооружение исчезает, вместо него появляются коттеджи. И кто-то дал на это разрешение...
— Могу вас заверить, что все согласования, которые требует закон, на это строительство даны. Там ведь не только стадион был. Значительная площадь там была загажена свалкой мусора. А сам стадион пришел в запустение. Мы искали инвесторов, просили средства на восстановление стадиона, но в государственном бюджете, а тем более в муниципальном, средств на это не нашлось. Поэтому была разработана программа по освоению этого микрорайона. Разрешили облпотребсоюзу открыть там рынок, что удобно для жителей. Там будет построено несколько домов, причем в центре будет небольшой спорткомплекс. А интересы города в этом строительстве заключаются в следующем. Согласно решению городской Думы, инвесторы до 35 процентов построенного жилья должны отдать городу за отвод земельного участка. Это жилье для очередников. Таким образом мы получим около 40 квартир. Хочу отметить, что благодаря такому механизму за последние 3 года очередь нуждающихся в получении жилья сократилась на 25 тысяч человек.
— Тем не менее конфликтов, связанных с новым строительством, с отводом земли, очень много, много жалоб.
— Да, мне пришлось отменить ряд постановлений, которые я же сам подписывал, в которых были явно нарушены права жителей. В том числе и по этой причине мне пришлось расстаться со своим заместителем по строительству Александром Васиным. Тем не менее случаев, когда интересы жителей окружающих домов не учитываются, не так много. Среди тысяч отводов (за последние полтора года их было около 5 тысяч) лишь несколько таких случаев. Причем зачастую стройка вписывается в принятую градостроительную концепцию, но там растут деревья, или есть детская площадка, или гаражи, погреба (причем неузаконенные), и люди хотят защитить свои интересы. Разбираемся. Когда жители не правы, мы так им и говорим. Но бывают случаи, когда решение отменяется. Например, на Чернышевского. А еще есть случаи, когда специалисты, принимая решение об отводе, подходят, скажем так, не комплексно: большинство ветхих домов сносят, а один остается. Чтобы такого больше не было, мы договорились, что или застройщик берется снести все ветхое жилье — или мы не даем участок. И по этой причине приходилось отказывать. Вот перед Новым годом не подписал постановление по территории напротив главпочтамта между Чапаева и Рахова.
— А, знаменитый проект Конобеева...
— Нет, его проект левее. Кстати, он оказался фикцией: мы все согласовали, а там не нашлось инвесторов. А в этом месте инвесторы нашлись, но они оставляли ветхий домик, выходящий на Чапаева. И я отказал.
— Скажите, может ли предприниматель открыть в городе Саратове свое дело, получить в аренду земельный участок, получить все необходимые разрешения, никому не давая взяток?
— Да, может. Сейчас мы создали муниципальное унитарное предприятие по оформлению земельных участков, которым руководит Алешин. Раньше этим занималась структура по сути федеральная, хотя называлась она городским земельным комитетом. Механизм отвода там был достаточно сложный, к тому же и закона соответствующего не было. Создав МУП, мы упростили процедуру и ускорили этот процесс.
— В заявлениях, с которых мы начали нашу беседу, содержатся крайне резкие оценки состояния городского хозяйства: говорится о его параличе и даже развале. В частности, губернатор заявил, что в городе не работает 90 процентов фонарей. Приходилось также слышать, что у нас есть проблемы с водой...
— Разработана городская программа по обеспечению города водой. Теперь нужно ее осуществлять, делать вложения. Так вот, город свою долю закладывает, область ни рубля не дает, и Федерация тоже. Что касается освещения, то город освещен на 80 процентов, но из-за того, что мы должны десятки миллионов рублей энергетикам, мы вынуждены экономить. Есть программа энергосбережения, мы меняем тысячи светильников на более экономные, а кроме того, вынуждены в ночные часы отключать наружное освещение. То есть ни о каком "90-процентном затемнении города" речи просто быть не может. Теперь о мусоре. Зимой занимались в основном теплом. Сейчас город убирают, и к 1 мая все будет убрано. Что потом? Заменили в спецАТХ руководителя на более инициативного. Далее, нам очень дорого обходится городская свалка на Алтынной горе — это территория уже Саратовского района, и он берет за нее большие деньги. Чтобы сократить затраты и сократить плечо перевозки мусора, мы в Заводском районе — при выполнении всех санитарных норм — нашли место для полигона. Сейчас он готовится, и к концу лета войдет в строй. Кроме того, приобретаем 10 мусоровозов, около 2 тысяч контейнеров. А еще приняли решение сделать в Волжском районе, вблизи карьера, перевалочную площадку. Там мусор будет накапливаться и затем большегрузными машинами вывозиться на основной полигон в Гуселку. Это даст значительный эффект. Теперь о сборе мусора. Частники уже собирают макулатуру. На Гусельском полигоне также поставлен цех по переработке мусора. Есть несколько предложений по строительству мусороперерабатывающих заводов, люди готовы вложить свои деньги, эти предложения сейчас изучаются. Конечно, всем саратовцам надо понять, что валить мусор где попало — это некрасиво. Пока что в качестве эксперимента будут организованы 2—3 площадки с раздельными контейнерами для сбора стекла, пластика и бумаги. Надо же когда-то начинать! Думаю, месяца через полтора—два вы эти контейнеры где-то в центре увидите.
— Насколько обоснованным было резкое увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которое недавно произошло?
— А кто поднимает тарифы? Их поднимают те, кто поставляет в город газ, тепло. Сейчас губернатор говорит, что "за все надо платить" (хотя раньше говорилось другое). А платить можно только из бюджета или кармана потребителя. Если мы хотим, чтобы жители меньше платили, давайте заложим больше в бюджет. Мы закладываем в бюджет 40-50 процентов от потребности, и говорим: ах, это городская власть виновата! Обеспеченность жилищно-коммунального хозяйства города по бюджету на уровне 35 процентов от потребности. Отсюда и качество услуг. Поэтому Дума была вынуждена принять решение о повышении тарифов. Причем в минимальных размерах. Коммунальщики опять будут работать себе в убыток. Теперь давайте сравним Саратов с другими городами. В Перми около миллиона 100 тысяч жителей. Бюджет у них — 5 с лишним миллиардов. У нас почти 900 тысяч, а бюджет — 2 миллиарда 900 миллионов. Чувствуете разницу? И так повсюду. Только в Ульяновске такой же бюджет, как в Саратове, — и там большие проблемы.
В прошлом году мы начали осуществлять программу энергосбережения. Поставили приборы учета практически во всех ЦТП. И это уже дает экономию до 20 процентов. Наши монополисты оказались не готовы к такой работе. По их данным, отпущено одно количество тепла, а наши приборы показывают другое, и они не знают, что делать. И эта работа будет продолжаться, Будем переоборудовать ЦТП, менять бойлеры. Плюс все объекты социальной сферы оборудуем приборами учета.
И еще я хотел вернуться к утверждению о том, что "городская власть во всем виновата". Сейчас уже забыли о том, в каком состоянии мы 2—3 года назад приняли жилой фонд от предприятий. А ведь дополнительного финансирования на эти объекты не было! А в той же Перми приняли только порядка 50 процентов жилого фонда предприятий. А мы освободили предприятия от этой обузы, чтобы они могли заработать.
— Обратимся к другому вопросу — кадровому. Говорят, что в кадровой политике городской администрации наблюдается некоторая аналогия с политикой президента России: тот берет к себе только питерцев, а мэр Саратова — только выходцев из Саратовского района. Можно назвать председателя комитета по управлению имуществом Суетова, главбуха администрации Лашек, руководителя аппарата Зайцева, консультант отдела общественных отношений Киселеву...
— Суетов — один из лучших специалистов в сфере управления имуществом. К нам приезжают учиться из других городов, из областных структур, как работать с собственностью. Благодаря ему были поставлены на учет тысячи и тысячи новых объектов недвижимости. Что касается Киселевой, то это вообще ошибка — она никогда не работала в Саратовском районе.
— Ходят слухи о резком увеличении численности аппарата мэрии. Что в комитете по экономике вместо 23 стало работать свыше 100 человек, в комитете по финансам — 200 вместо прежних 20, такой же рост в управлении соцзащиты...
— Эти данные абсолютно неправильные. Хотя я считаю, что комитет по экономике (наряду с юридической службой) — основное направление в горадминистрации, там работают не 100, а около 50 человек. И то там увеличилось число специалистов за счет сокращения в других отделах. Что касается социальной службы, то различные социальные выплаты в последние годы увеличились в десятки раз, поэтому и служба растет.
— И все равно люди жалуются на очереди...
— Вот, и мы еще будем увеличивать эту службу. Что касается комитета по финансам, то он на 60 процентов обслуживает областные заказы, и большая его часть "сидит" на бюджете области, а не города. А на городском бюджете там "сидит" меже 10 человек.
— Теперь вопрос относительно ваших родственников. Насколько действия вашей дочери, вашего зятя А. Рогова, ставшего заместителем главы Фрунзенской администрации, находятся в рамках закона, не нарушают ли они интересы жителей города?
— У меня две старшие дочери. Одной в этом году исполнится 30 лет, другой 28. И что касается дочери, то она, так скажем, в бизнесе еще с советского времени. Она девчонкой после школы пошла в торговлю, работала в магазине. Что касается зятя, то он занимается бизнесом задолго до того, как стал моим зятем. И я во все, что связано с теми операциями в бизнесе, которые он осуществлял, я в них не вмешивался и зачастую о них не знал.
— То есть его бизнес не связан с тем, что его тесть — мэр города?
— Ни в коем случае! И если у кого-то на проспекте есть кафе или магазин, то надо это сравнить с тем, что за эти годы в целом на проспекте появилось объектов собственности около пяти тысяч... Что касается работы зятя в бизнесе и в исполнительных структурах, то есть закон, и я уверен, что он его выполнил от "А" до "Я".
— То есть интересы ваших родственников не вступают в противоречие ни с законом, ни с интересами избирателей?
— Нет, ни в коем случае. Хотя кому-то хочется на этом поиграть, естественно.
— И последний вопрос. Года два назад на юбилее театра АТХ вы заявили, что дарите театру зал кинотеатра "Победа". Театр этот подарок так и не получил, сейчас он вовсе лишен помещения и возможности работать. Талантливый, уникальный коллектив находится на грани распада, город его может потерять. А ведь речь идет о муниципальном театре. Вас как мэра это не волнует?
— Меня это, безусловно, беспокоит... Совсем недавно я разговаривал с человеком, который занимается в этом кинотеатре предпринимательской деятельностью, и он мне сказал, что театр в помещении остался и они работают.
— Я не знаю, о каком театре идет речь, но точно не об АТХ.
— Значит, здесь слабая активность людей, которые у нас отвечают за это направление. Наверное, это недостаточно дальновидные люди, раз они замалчивают этот вопрос.

Владимир ГОРБАЧЁВ, "Богатей"


Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...