Саратовские новости
политика

Белое и черное

17 августа 2001г.

Недавнее назначение на пост министра печати и информации правительства Саратовской области Юрия Санберга прервало затянувшуюся паузу, возникшую после скоропостижной отставки Игоря Никифорова. Разумеется, подводить какие-то итоги деятельности нового министра еще рано, но уже сегодня наметился ряд тенденций, на которые нельзя не обратить внимания.

Прежде всего — это заявленный с первых же шагов деятельности Юрия Санберга его альянс с секретарем Совета безопасности Александром Мирошиным. Что из этого может выйти, читайте в материале политического обозревателя «Репортера» Владимира ВОЛЬСКОГО.

Министры печати и информации правительства Саратовской области, а также многочисленные кураторы и подкураторы идеологического блока назначались таким образом, чтобы они могли исполнить некую миссию. После того, как они сделали все, что могли, их, как правило, или отправляли в отставку, или переводили на другую работу. Обычно на плечи министров и кураторов возлагалась нелегкая ноша подготовки к выборам: борьба с неугодными изданиями, освещение глобальных начинаний, задуманных верховной властью региона и т.д.

Так Любовь Слиска потратила немало сил для того, чтобы «приструнить» непокорную Татьяну Артемову, Сергей Наумов бросился в пламя предвыборной гонки и сгорел в ней, как Икар.
Игорь Никифоров, пытавшийся найти статус-кво между правительством области и рядом наиболее одиозных изданий, сам вскоре стал жертвой компромисса и подковерных интриг.
Наконец. Борис Шинчук, затеявший многоходовую интригу в византийском стиле, похоже, основательно запутался в собственных комбинациях и, по нашим данным, скоро вынужден будет отойти в тень. А вот почему на данный пост был приглашен Юрий Наумович, пока остается неясным. Но это только пока.

Сразу же после назначения Санберга в ряде саратовских СМИ появилась версия о том, что Юрий Наумович призван на этот пост для того, чтобы укрепить пошатнувшийся имидж губернатора. Наблюдатели связывали это со временем, когда Санберг занимал пост пресс-секретаря Дмитрия Аяцкова.
Тогда действительно сделано было немало для того, чтобы вывести провинциального руководителя в ранг государственника. Однако уход Санберга из пресс-службы опять же объясняли тем, что он не смог противостоять так называемому «черному пиару», развернутому в ряде столичных СМИ против саратовского губернатора. Как видим, здесь имеется противоречие. Дважды на одну и ту же роль не приглашают.
Санберг никогда не был и, скорей всего, не будет чиновником в номенклатурном понимании этого слова. Ему больше подходит амплуа интеллектуала-одиночки, этакого отшельника, взирающего на все со стороны и изрекающего не всегда прописные истины. Дать согласие занять пост министра Юрий Наумович мог только при одном условии, если его об этом очень настойчиво попросил лично Дмитрий Федорович.
Выбор губернатора можно объяснить кадровым голодом, а также тем, что никто из его окружения на эту «собачью должность» не пойдет ни за какие коврижки: прав мало, а обязанностей — целый воз. Да и с кем работать, с писаками, каждый из которых возомнил себя, понимаешь, представителем четвертой власти! Проверенные в битвах под ковром номенкратурщики, среди которых Иван Кульмин, Любовь Слиска, Сергей Наумов, Владимир Марон, Борис Шинчук, вероятно, вспоминают свое руководство печатью и информацией не без содрогания. Даже Никифорова и того сумели высечь, хотя он и был в доску свой, т.е. из газетной братии.

Санберг как бы еще более свой. Не связан номенклатурным прошлым. Если и был чиновником, то старался держаться в тени, серьезно поссориться ни с кем не успел. Его свои же «мочить не станут». Увы, это утверждение ошибочно. «Мочат» не журналисты, а те, кто за ними стоит.

Некоторые наблюдатели склонны считать, что губернатор, призвав в свою команду Санберга, в какой-то мере проникся ностальгией по тем героическим временам (1996 —1997 гг.), когда его рейтинг неуклонно рос, а имидж укреплялся. Подобное бывает. Тот же Борис Николаевич Ельцин сколько раз изгонял, а потом призывал своих сподвижников. Возможно, это и так. Но, по нашему мнению, губернатор просто устал от дураков. Санберга дураком назвать нельзя. Может быть, в этом и есть весь секрет?

Однако, как бы близко Юрий Наумович ни стоял к губернатору, окружение не допустит его самостоятельности. Наш источник в правительстве области сообщает, что Санберг в качестве одного из условий, выдвинутых им перед тем, как занять пост министра, потребовал отдалить от него Бориса Шинчука. Скорей всего, эра кураторства прессы со стороны Бориса Леонидовича с приходом Санберга закончилась.

Но на горизонте неожиданно всплыла фигура Александра Мирошина, и произошло это далеко не случайно. Создав «Полиграфию Поволжья» путем слияния в одно ГУП нескольких второстепенных типографий, своим постановлением правительство области возложило ответственность за работу данного ГУПа на Санберга, а контроль — на Мирошина.

Это только Александр Сергеевич Пушкин знал, что нельзя впрячь в одну телегу коня и трепетную лань, а нашей номенклатуре сия истина незнакома.
Областной Совет безопасности после того, как указом президента были созданы федеральные округа с уполномоченными представителями в них, фактически оказался лишней структурой. Ему только и осталось, что проверять рынки да базары, организовывать разного рода круглые столы, при этом то и дело оглядываться на грозного вида федерального инспектора, которому стоит только усами пошевелить, и вмиг предписание спустится о том, что в подконтрольные федерации структуры совать свой нос не следует. Совбез оказался не у дел. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что о былых шумных кампаниях, которые проводились с его ведома, сегодня не слыхать. Только информационная безопасность на территории одного отдельно взятого субъекта федерации как-то оказалась в не поля зрения федералов. Между тем в перечне сфер, входящих в поле зрения совбеза, как раз и входит обеспечение информационной безопасности.

Но для Совбеза и его нынешнего главы важен не столько контроль над объединенными ГУПами и забота о так называемом едином информационном поле, сколько контроль над новым министром информации и печати. И хотя Санберг добивался статуса быть подконтрольным только губернатору, незримое присутствие Александра Константиновича ему обеспечено. Уже на этапе контроля над большинством районок, которые печатаются на малых типографиях, их взаимодействие неизбежно.

С другой стороны, Александр Мирошин успел доказать, что умеет добиваться целей в сфере так называемой «силовой идеологии». Это когда надо не только идеологически убедить, но и идеологически принудить. Так, например, именно Мирошину приписывают выравнивания катастрофической кривой, которая возникла во время выборов губернатора и президента в марте 2000 года. В тот раз административный ресурс использовался на местах крайне плохо, пока не вмешался Мирошин.

Со своей стороны Санберг не склонен к силовым приемам даже в журналистике и предпочитает мозговой штурм в тиши кабинета. Его больше интересует теория, чем практика, «белая» работа, а не «черная». Вот в чем, собственно, и должна состоять уникальность данного альянса, альянса «белого» и «черного».

Пока обе фигуры дистанцированы. Их сближение должно произойти в дальнейшем. Сам Юрий Санберг на своей интернет-конференции, отвечая на вопрос, как скоро он подаст в отставку, сказал, что сделает это через восемь месяцев. Если принять это заявление всерьез, то получается, что Санберг уйдет со своего поста незадолго до выборов в областную Думу (август-сентябрь 2002 года). Что ни говори, а дата символическая.

Если учесть, что у Мирошина с прессой отношения, прямо скажем, не очень теплые, журналисты его недолюбливают, то получается, что Санбергу предстоит налаживать мосты между СМИ и Мирошиным. Но, как только эти самые СМИ увидят, что Юрий Наумович начинает дружить с Александром Константиновичем, — они могут охладеть и к тому, и к другому. Санберг, хочет он того или нет, будет вынужден сдерживать натиск Мирошина и в конце концов сделает заявление: или Мирошин, или отставка. Лучше всего это сделать до выборов, но прежде необходимо создать идеологическую базу успеха в битве за законодательное собрание области. Все остальное может взять на себя Мирошин.

Владимир ВОЛЬСКИЙ,
газета "Репортер"

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...