Саратовские новости
политика

Сергей Шувалов: Пожелайте мне проблем

23 июня 2001г.

Традиционно интервью с руководителями экономического блока посвящены доходам, расходам, бюджетам, тарифам. Личность собеседника остается за кадром. Мы постарались отойти от этой традиции.
Конечно, в беседе с вице-губернатором, первым заместителем председателя областного правительства Сергеем Шуваловым обойти экономические проблемы региона было невозможно. Но начать мы все-таки решили с вопросов личных. И это тем более обоснованно, поскольку 24 июня Сергею Шувалову исполняется 50 лет.

— Сергей Алексеевич, «когда итожу то, что прожил, и роюсь в днях — ярчайшие где?»
— Не роюсь Люблю, конечно, вспоминать разные смешные, ироничные ситуации, которые были в прошлой жизни. Но чтобы «поставить бюст на родине героя» — такого нет.
— Вы любите Платонова, читаете не всем известного Маканина, хотя сейчас у народа в основном востребованы Маринина, в лучшем случае — Пикуль?
— Не понимаю, почему Маканин малоизвестен В Италии, насколько мне известно, издано девять его томов Вообще социальная проза — это очень интересно А авторы детективов у меня не в фаворе, хотя вот, например, у Юлиана Семенова есть замечательное произведение «Дождь в водосточных трубах», там Семенов — лирик.
Что же касается литературы, то я просто очень люблю читать. Недавно был на последнем звонке в школе, пытался объяснить выпускникам, что никакой Интернет, никакие комиксы не заменят авторское произведение, не смогут передать философию книги. И потом, вы прекрасно понимаете, восприятие одного и того же произведения в двадцать лет и в пятьдесят абсолютно разное...
— На одной из презентаций вы были замечены за исполнением бардовских песен. Часто музицируете?
— Сольных концертов не даю. Но на днях рождения, каких-либо мероприятиях — с удовольствием
— По молодости длинные волосы носили?
— И волосы длинные, и на гитаре на танцах играл. Вообще, нам, наверное, больше повезло, чем нынешнему студенчеству — жизнь была веселее, я издавал факультетскую газету, был председателем художественного совета факультета, возрождал КВН...
— А диплом, случайно, не красный?
— Красный.
— И на все времени хватало?
— А мне никто не верил. Иной раз в компании за картами, не на сухую, часа в четыре утра кто-нибудь спрашивал — это, что, отличник' А я ведь еще и в хоккей, и в футбол играл...
— После тех бурных лет сегодняшняя жизнь не кажется скучной и грустной?
— Не знаю. Я по жизни авантюрный оптимист. Верю всегда только в лучшее. Сегодня во власти очень трудно работать. Так получилось, что я работал в разных режимах власти — и в жестком — партийном, и в непонятном — переходном Сейчас я по-своему смотрю на многие вещи и «одобрямса» многим сегодняшним решениям у меня нет. Беда сегодня в том, что федеральный центр нас не слышит, не слушает Центр стал как бы отстраненнее. Я спорил и спорю с Германом Грефом, который выступает за дебюрократизацию экономики Я за бюрократизацию не ратую. Но, как говорит Жванецкий, «пора бы что-нибудь и запретить». Я предлагаю путь, который еще пятьдесят лет назад определил в Германии Людвиг Эрхард — нужен закон о защите народного хозяйства.
— Отсутствие такого закона — причина замедления роста производства?
— Вы путаете два понятия. Сейчас снизились темпы роста объемов производства. Это разные вещи. Закон здесь ни при чем. Экономический рост в области идет с 1996 года. Да, он замедлился, в том числе из-за энергетических тарифов. Но не можем мы расти глобальными темпами Главное, чтобы рост был. И даже если в этом году он составит 11 процентов, то это хороший показатель.
— Когда наша экономика выйдет на уровень 90-го года?
— Думаю, что этого уровня мы никогда не достигнем. И это не задача, это точка отсчета. Рынок нынче совсем другой, спрос, структура потребления иные. Говорить, что мы сегодня идем к уровню 1990 года, — это неправильно.
— Проект федерального бюджета уже есть. Началась ли работа по верстке областного бюджета 2002 года?
— Конечно началась. Параметрально бюджет сформирован. В течение двух-трех месяцев мы отработаем документ и представим его на правительство и в Думу.
— Увеличится ли социальная направленность бюджета следующего года?
— Сейчас у нас половина бюджета социального назначения. Естественно, средства на социальную сферу увеличатся. Но сегодня задача иная. Главное, чтобы деньги доходили до потребителя. Меня недавно на активе упрекнули дескать, даже Шувалов не знает, куда делись социальные деньги. А я действительно не знаю. Потому что деньги на социальные нужды выделены в полном объеме И совершенно непонятно, почему в детских садах кашу варят на воде, ведь там заложено 100-процентное финансирование питания.
— Так где же эти деньги?
— Для нас это тоже вопрос. Стоит, наверное, как бы популистски он ни звучал, вспомнить лозунг «богатей расходами». Потому что можно требовать доходы, увеличивать расходы, а будет как с той же энергетикой. В прошлом году мы заплатили 86 млн. рублей за тепло и электроэнергию, в этом — более 500 миллионов. И никто не ощутил, что вода стала горячее, а батареи — теплее. Поэтому сейчас надо смотреть, за что платишь. В нашей области идет развитие системы предварительного бюджетного контроля. Пока она распространяется до первых бюджетопо-лучателей. А вот когда дойдет до самого низа, до тех, кто вместо молока покупает воду, мы будем знать, где теряются бюджетные деньги.
— Как вы считаете, есть в области отрасль, интенсивное развитие которой сможет поднять всю экономику области, как в свое время дорожное строительство подняло экономику Германии?
— Думаю, для региона эта формула не совсем подходит. Она хороша для страны в целом. Наверное, мы сейчас делаем стратегическую ошибку, что не ищем такую отрасль. А пытаемся найти пути реструктуризации РАО ЕЭС, «Газпрома». Систем, которые я бы, например, не трогал. Я вижу свой выход в нормализации отношений с энергетиками. В Конституции РФ в общих правах граждан записано, что тарифы для всех граждан России должны быть одинаковы. Конечно, РАО ЕЭС об этом не заикнется никогда, поскольку РАО — это монопольная структура, которая сегодня обеспечивает себя, имея при этом идеологическое прикрытие. И решения федерального правительства, которые выходят из-под пера РАО.
А если бы мы имели единый тариф, то, уверен, уважаемый Анатолий Борисович начал бы думать, как ему регулировать рентабельность системы. Например, за счет более рентабельной Самары регулировать менее рентабельный Саратов. Не потому, что это Саратов, а потому, что наша энергосистема старее, а наши тепловые станции, которые мы не можем остановить, дают дорогую электроэнергию. Но в этом жители Саратовской области не виноваты.
— Вы выходили с предложениями в СМУЭКили там предложений не просят?
— Сейчас все говорят о СМУЭКе, а ведь по большому счету ничего не произошло. Возникла еще одна административная ступенька в структуре монополиста.
— Но руководитель СМУЭКа Владимир Аветисян говорит, что в Самаре порядок навели и в Саратове наведут.
— Не знаю, какой порядок в Самаре. Там существуют и веерные отключения, и экономия электроэнергии в вечернее время. Если бы Аветисян сказал, что в связи с созданием новой системы от РАО получены инвестиции на реконструкцию ваших тепловых станций... Но у них другая политика. Ведь в РАО энергетиков уже нет, там остались только менеджеры. Сейчас в связи с реструктуризацией приезжает много специалистов, предлагают создавать разные структуры по перепродаже электроэнергии. Но на вопрос: «Как будет работать энергетика?» они не могут ответить. Они говорят так: мы хотим поставить электроэнергию и получить деньги. Все...
— Каковы перспективы разрешения энергетической проблемы?
— Если кардинального решения по установлению единого тарифа не будет, то продолжится все как в анекдоте:
Человек умирает, движется по известному коридору. А на пути стоит Чубайс, спрашивает:
— Ты куда, милок?
— На тот свет.
— Погоди, ты еще за этот не заплатил.

— Сергей Алексеевич, общеизвестно, что политика — это продолжение экономики. Соотношение экономики и политики в вашей работе?
— 99 к одному. 99 — экономика.
— Ваше отношение к политическим слухам я считаю искусственно раздутым вокруг вашей персоны?
— По Булгакову: «Не читайте перед обедом коммунистических газет. А лучше не читайте их вовсе...»
— В канун юбилея что бы вы хотели пожелать себе?
— Никогда не жил для себя. Себе желать? Непонятно.
— Тогда какого пожелания ждете от нас?
— Не знаю... Я всегда всем желаю проблем. Как поляки говорят: если после сорока ты проснулся и у тебя ничего не болит — значит, ты умер. Так вот, я считаю, если у вас нет проблем, то вы никому не нужны и жить не интересно...

Вопросы задавала Елена МИКИРТИЧЕВА
"Саратов-СП"

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...