Саратовские новости
Общественное мнение

Все на битву с паразитами!

22 июля 2001г.

Вспомним для начала, как в своих публичных выступлениях губернатор неоднократно заявлял о необходимости поддержки и развития в области частной инициативы и предпринимательства. И не был голословен: при Правительстве области были созданы различные структуры, призванные помогать малому бизнесу. Среди них и управление поддержки предпринимательства, и Координационный совет, в состав которого входят представители саратовского предпринимательства. Сравнительно недавно заработала межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства при главном федеральном инспекторе по Саратовской области Ринате Халикове, регулярно собирающая начальников основных ведомств, контролирующих функционирование бизнеса. Кроме того, в 2000 году, согласно статье 31 областного бюджета, на "финансовую поддержку развития малого предпринимательства" должно было быть выделено 7,65 миллиона рублей, а на поддержку хозяйствующих субъектов (то бишь, все на тот же малый бизнес) целых 80 миллионов рублей (из которых реально было освоено 51,8 миллиона, впрочем, это уже мелочи)! Похоже, губернатор, как никто другой понимает, насколько важна для экономики области роль малого бизнеса.

К слову, роль эта в экономике любого региона, в идеале, должна быть велика. Именно малый бизнес, появлению на свет обязанный, в первую очередь, личной инициативе предпринимателя, является фактором обновления экономики, ускорения инвестиций и повышения их эффективности. Кроме того, малое предпринимательство имеет перед крупными компаниями такое важное преимущество, как гибкость: оно способно в кратчайшие сроки изменить профиль деятельности или объем выпуска продукции в случае малейшего изменения рыночной конъюнктуры. Развитие в регионе малого предпринимательства фактически равнозначно развитию эффективной конкуренции, результатом которой являются снижение цен на товары с одновременным повышением их качества и значительным расширением ассортимента. Ясно, что от этого выигрывают в первую очередь потребители (т.е. жители данного региона и — шире —всей страны). Учитывая к тому же, что предпринимательство — крупнейший ресурс рабочих мест и, таким образом, достаточно дешевый способ борьбы с безработицей, становится понятно, почему именно малый бизнес — та палочка-выручалочка, за которую держатся руководители многих российских регионов в условиях нынешней экономической нестабильности. В программы развития большинства субъектов РФ включены пункты, предусматривающие поддержку предпринимательства.

Впрочем, благими намерениями вымощены многие "дороги дальние", а в любой бочке меда обязательно присутствует и ложка дегтя. Так и здесь: несмотря на то, что малый бизнес — один из важнейших факторов экономического процветания всей страны и ее отдельных регионов в рыночных координатах, а, может, и благодаря этому, всегда находятся люди от власти, желающие на нем попаразитировать.

"ВСЕ СПРАВКИ ПЛАТНЫЕ!"

Издевательство над отечественным предпринимателем начинается уже на стадии регистрации. Основную головную боль бизнесмена составляют отнюдь не проблемы подбора серьезных партнеров и набора квалифицированных кадров, но вопрос: "как бы обойти закон, чтобы зарегистрироваться?" Предприниматель просто вынужден задаваться этим вопросом, причем принуждает его само российское законодательство. Парадокс? Не совсем. Дело в том, что для регистрации своего предприятия предприниматель, согласно действующим правилам, должен пройти десятки инстанций, получить множество различных справок, за каждой из которых приходится стоять в очереди. В итоге процесс регистрации, занимающий, к примеру, в США менее получаса, у нас может длиться месяцами. Более того, как известно, бесплатно у нас ничего не делается - за многие справки приходится платить, причем немалые суммы, размеры которых более чем ощутимы для карманов начинающих предпринимателей.

Приведу такой пример. Чтобы построить маленькое кафе с годовой прибылью, не превышающей пятидесяти тысяч рублей (а именно такова, согласно официальным отчетам, средняя прибыль саратовских предприятий общественного питания по итогам 2000 г.), предприниматель должен дважды (!) пройти согласование как минимум в двадцати трех организациях. В пятнадцати из которых ему официально (! — в остальных инстанциях, заметим, как Бог на душу положит) придется раскошелиться, чтобы получить необходимые справки.
Таким образом, вместо того чтобы тратить время (и деньги) на развитие фирмы (которая на начальном этапе работы, естественно, требует особенно пристального внимания владельца и интенсивных финансовых вливаний), предприниматель вынужден ждать, пока господа чиновники удовлетворят его запросы и подпишут соответствующие бумаги. Кстати, вспомним телевизионную рекламу, утверждающую, что "иногда достаточно росчерка пера". Так вот, нередко саратовским предпринимателям приходится этого самого росчерка ждать больше года. О каком же развитии частной инициативы и предпринимательской деятельности может идти речь, если охота к ним так методично отбивается у бизнесменов уже на этапе регистрации? Чуть ли не большую часть тех средств, которые в идеале должны идти на обеспечение оборота, развитие и расширение фирмы, составляет оплата аппетитов, а уж затем — труда (сильно сомневаюсь, что упорного) чиновников.

Потому и появляется у предпринимателя упомянутое выше стремление "обойти закон" — не ради самого факта преступления, но в силу элементарного выживания. Отсюда — взятки и откаты, цель которых ускорение регистрации. Опросы саратовских предпринимателей свидетельствуют, что наибольшие трудности на начальном этапе деятельности фирм им доставили регистрационные отделы районных и городских администраций, а также государственная налоговая инспекция. В этих организациях большинству местных предпринимателей пришлось понести и т. н. "конфиденциальные расходы": в роли основных взяткопотребителей налоговую инспекцию назвали 56 процентов предпринимателей. Районные и городскую администрации назвали 38 и 22 процента бизнесменов соответственно.

Выше уже приводился пример Штатов: по свидетельству знающих людей, там процесс регистрации частного предприятия занимает менее получаса. Кроме того, чтобы начать собственное дело, предпринимателю по большому счету достаточно всего лишь нескольких долларов — именно столько в США стоит регистрация. Остальные средства, необходимые для запуска и раскрутки фирмы, бизнесмен может получить в виде кредита в банке. У нас кредитные взаимоотношения — сфера или виртуальная, или криминальная, третьего не дано (если говорить о малом бизнесе). Малые предприятия, как правило, не имеют кредитной истории, просто не было времени ею обзавестись. краеугольным камнем становления многих ныне успешно работающих фирм) и августовский кризис максимально усложнили процедуру кредитования малых предпринимателей. В России, конечно, есть финансовые организации, кредитующие малый бизнес по единым для всех правилам, а не по причине отката "сделавшему кредит" менеджеру или на основании личного с ним знакомства. Однако таких пока единицы. Потому отечественный малый бизнес брать банковские кредиты почти не пытается, склоняясь к гораздо менее хлопотным займам у частных лиц (в первую очередь у родственников и знакомых). В Саратове ситуация практически не отличается от общероссийской: 52 процента предпринимателей пользуются кредитами от частных лиц, только 29 процентов доверяют Сбербанку и лишь 18 процентов, рискуя временем и здоровьем, пытаются получить кредиты в коммерческих банках. В общем, положение далеко не обнадеживающее: несмотря на все призывы Правительства развивать столь важную для функционирования бизнеса банковскую сферу экономики, на кредитном фронте пока без особых перемен.

"Родитель — общественный контролер"

Помните, откуда это? Правильно, немного подкорректированное, еще из советских времен, когда нехитрая заповедь "Водитель — общественный контролер" присутствовала в салонах большинства трамваев и троллейбусов. Похоже, в наше время этот слоган переживает второе рождение. Если, конечно, в качестве родителя рассматривать государство. (А в бюрократических странах, таких, как Россия, именно государство фактически и выступает в роли родителя всего и вся: захочет, родит новый закон, захочет - спеленает малый бизнес. У нас ведь так и было, законодательные основы для формирования предпринимательства в СССР, тогда "кооперативного" движения, появились в конце 80-х годов, при этом были спущены "сверху"). Впрочем, за годы реформ смысл фразы несколько изменился: если в советском трамвае контроль был направлен на выявление нарушителей-безбилетников, то в наше время контроль государства в сфере бизнеса ориентирован прежде всего на выявление предпринимателей, страдающих комплексом полноценности и старающихся жить и работать без драгоценной помощи государства, осуществляемой в форме всевозможных справок и сертификатов.
Действительно, по словам человека более чем сведущего во взаимоотношениях бизнеса и власти, начальника управления поддержки предпринимательства при Правительстве Саратовской области В. Вакина, "объектом госконтроля стал не порядок на предприятии, а, к сожалению, наличие той или иной бумаги". Причем иногда этот контроль приобретает более чем странные формы.

Так, известны случаи, когда использованные в оформлении интерьера торгового предприятия незаточенные мечи были признаны органами милиции холодным оружием и, соответственно, конфискованы. Еще более удивительным кажется такой случай: однажды в один из саратовских магазинов нагрянул с проверкой госэнергонадзор. Увидев, что помещение магазина оборудовано обычной отопительной батареей, сотрудники энергонадзора потребовали с владельца магазина уплаты суммы в 360 руб. за прохождение курса обучения правилам пользования батареями. Удивляет не столько затребованная сумма, сколько сам факт подобного требования. Воистину, неисповедимы пути сотрудников государственных контролирующих учреждений. Впрочем, откровенно абсурдных придирок, слава Богу, сравнительно немного. Большая часть проверок все же проходит по единой стандартной схеме. То есть приходят контролеры, проверяют, все ли бумажки на месте, плюс нет ли пыли на телевизоре в кабинете директора предприятия, и в случае обнаружения нарушения накладывают штраф или довольствуются неофициальной подачкой от владельца фирмы. В последнем случае подразумевается, что все нарекания, возникшие у проверяющих, ошибочны, и на самом деле данная фирма соблюдает предписания даже лучше, чем того требует нормативно-правовая база. Владелец предприятия получает некоторую передышку до следующей проверки (которая происходит очень скоро: проверяющие тоже люди, и к хорошему привыкают быстро).

Существование такой практики признают и власти. Они даже пытаются это объяснить. По словам президента областной Торгово-промышленной палаты В. Давыдова, продавцу на продовольственном рынке проще заплатить 450 рублей штрафа или его полноправного заменителя — взятки — и спокойно торговать своим товаром, который полностью раскупят за два-три дня, чем целую неделю (а за это время многие виды товаров могут и испортиться) ходить по комиссиям, заплатив при этом более тысячи рублей за разнообразные справки. Согласно результатам уже упоминавшегося социологического опроса, хуже всех контролирующих органов со своими обязанностями справляются управление коммунального хозяйства города, ГИБДД, комитет по земельным ресурсам и землеустройству, а также Госторгинспекция. (Интересно сравнить этот список с аналогичным списком, составленным по итогам исследования проблем московских предпринимателей, — в отличие от саратовских коллег, им больше всего досаждают органы внутренних дел, налоговая инспекция и пожарная охрана, имеющая в Саратове один из самых высоких положительных рейтингов). Что касается торгинспекции (такая ситуация наблюдается не только в нашей области, но по всей России), в значительной степени причина ее отрицательного рейтинга заключается в одновременном существовании многих других проверяющих организаций, дублирующих функции торговой инспекции: большую часть из них, если как следует разобраться, можно вообще ликвидировать без какого-либо ущерба для населения и власти.

В официальном отчете о результатах соцопроса, торгинспекция значится на четвертом месте "отрицательного" рейтинга. Впрочем, при личном общении саратовские предприниматели почему-то называли торгинспекцию, наоборот, одной из наиболее эффективных контролирующих организаций. Чем вызвано сие несоответствие, непонятно. Как бы то ни было, но многие саратовские бизнесмены, с которыми нам довелось на тему контролирующих органов пообщаться, отзывались о торгинспекции как об организации, у которой к предпринимателям наиболее жесткие требования, но вместе с тем четкие и ясные. Уместно привести авторитетное мнение руководителя саратовского профсоюза частных предпринимателей г-жи Резеповой. На ее взгляд, одной из основных причин хаоса, царящего в работе проверяющих организаций, является именно нечеткость в трактовке обязанностей, полномочий и мер ответственности за нарушение. Трезвое суждение, которое, впрочем, пока так и остается суждением.

Александр МЯСНИКОВ

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...