Саратовские новости
Общественное мнение

Перемена мест: июнь

22 июля 2001г.

Главным кадровым событием июня бесспорно следует считать произошедшую в самом начале месяца смену министра-председателя областного комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог. Вместо Валерия Струговщикова в кресле областного министра появился относительно молодой и малоизвестный в областном политическом истеблишменте человек — Геворг Джлавян. С номенклатурной точки зрения произошло практически невозможное: старого и испытанного исполкомовского чиновника сменил преуспевающий бизнесмен из сельской глубинки. Официальная версия этой ротации, озвученная губернатором Дмитрием Аяцковым на своей пресс-конференции 4 июня, выглядела так: В. Струговщиков последнее время тяжело болел, перенес сложную операцию, а потому сам попросился в отставку. Однако нет сомнений, что эта перестановка имеет глубокий политический подтекст. А потому стоит подробней осветить некоторые моменты трудовых биографий бывшего и нынешнего дорожных министров.

Свою карьеру в местных органах власти В. Струговщиков начинал в конце 80-х годов на должности начальника управления капитального строительства Саратовского горисполкома. В начале 90-х годов Струговщиков стал одним из заместителей ныне покойного мэра Саратова Юрия Китова. В период ожесточенной схватки за место сенатора между Китовым и его тогдашним первым замом Аяцковым Валерий Струговщиков сумел сохранить не только рабочее место, но и укрепить свои позиции. Первое время после прихода Д. Аяцкова на губернаторский пост Валерий Никитович еще продолжал трудиться в администрации Саратова на должности заместителя главы администрации, начальника департамента градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Однако уже в 1997 году губернатор добился перевода Струговщикова на работу в облправительство, на должность председателя комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог. Должность предполагала, что председатель комитета одновременно является главным распорядителем средств областного дорожного фонда. Следует отметить, что годовые объемы денежных средств, которыми оперирует областной дорожный фонд, сопоставимы с бюджетом области. К примеру, в 2000 году расходы фонда составили 2,23 миллиарда рублей, в то время как расходы бюджета за тот же период равнялись 3,79 млрд. Правда, между бюджетом и областным дорожным фондом имеется одно весьма существенное отличие по доле поступающих "живых денег".

В облдорфонде в прошлом году она составляла 29,21 процента, тогда как в бюджете достигла куда большей цифры в 65,9 процента. В предшествующие же годы доля "живых денег" в бюджете областного дорожного фонда была гораздо ниже. А потому В. Струговщикову приходилось иметь дело с фирмами-посредниками, готовыми работать с комитетом за так называемые ДНО (дорожные налоговые освобождения). Одним из основных партнеров министра Струговщикова в этих делах стало семейство Джлавянов из Балтайского района. На истории этого семейного клана стоит остановиться подробнее.

Семейство Джлавянов появилось в поселке Балтай в 60-е годы. Глава семейства, Джалал Шамирович, был дорожным строителем. С его именем связано начало строительства асфальтовых дорог в Балтайском районе. К началу 90-х годов дорожное строительство стало основой семейного бизнеса, а по стопам отца пошли сыновья. Один из братьев, Шамир Джалалович, возглавил производственный кооператив "Строитель", основанный еще в 1988 году его отцом на гребне набиравшего силу кооперативного движения. Второй брат, Геворг (нынешний министр-председатель), с 1991 года работал директором балтайского асфальтового завода. Однако наибольшей расцвет семейного бизнеса Джлавянов наступил после того как губернатором Саратовской области стал Дмитрий Аяцков. Фактически в Балтайском районе образовалась целая империя фирм и организаций, во главе которых стояли представители семейства Джлавянов или близких к ним людей.

Одной из наиболее любопытных метаморфоз, случившихся в марте 1998 года, следует считать преобразование производственного кооператива "Строитель" (специализировавшегося на дорожном и гражданском строительстве) в ЗАО "Бализ", главным направлением деятельности которого стало производство водки. В прессе появлялась информация о том, что своим рождением "Бализ" во многом обязан тогдашнему генеральному директору АО "Ликсар" Гулади (он же Роман) Пипия. Рассказывают, что на деньги, выделенные "Ликсару" из областного бюджета на развитие производства, в Италии было приобретено несколько современных линий по розливу водки. Одна из этих импортных линий была передана в распоряжение известного базарно-карабулакского предпринимателя А. Малясова, являющегося мужем родной сестры Дмитрия Федоровича. Именно это итальянское оборудование и составило костяк основных фондов нового балтийского предприятия "Бализ", продукция которого успешно конкурировала на местном рынке с продукцией "Ликсара". Сочетание в одних руках дорожного строительства и производства такого высоколиквидного товара, как водка, позволяло Джлавянам реализовывать сложные операции по обналичиванию ДНО на достаточно крупные суммы. Однако подобная деятельность не могла обходиться без казусов и скандалов. В начале 1998 года ПК "Строитель" не расплатился с украинскими машиностроителями за поставленные в Саратовскую область двенадцать асфальтоукладчиков на общую сумму 2 млн 708 тыс. рублей. В связи с этим главе Николаевской областной государственной администрации Украины Н. Круглову пришлось даже обращаться за содействием по возвращению долга к саратовскому губернатору Д. Аяцкову. Однако вплоть до осени 1999 года этот долг "Бализом" так и не был возвращен, вследствие чего николаевское машиностроительное объединение "Дормашина" было поставлено на грань банкротства. Когда публикация об итогах этой сделки в сентябре 1999 года появилась в "Богатее", руководство "Бализа" пошло на довольно хитрую уловку. На Украину от имени балаковского ТД "Бализ" по факсу была "сброшена" якобы копия платежного поручения в счет погашения прежнего долга. Когда же в реальности деньги не поступили, руководство "Дормашины" направило запрос в балаковский филиал КБ "София" и получило ответ от управляющего, что "данное платежное поручение клиентом ТД "Бализ" в банк не предоставлялось".

В разгар всей этой скандальной истории в биографии Шамира Джлавяна произошли серьезные изменения. Он был назначен первым заместителем главы администрации Балтайского района. Главой же стал близкий к губернаторской семье Юрий Владимирович Моисеев. При новом руководстве района карьеры многих Джлавянов стали складываться более чем успешно. В частности, нынешний министр-председатель Геворг Джалалович до своего назначения в правительство области возглавлял кооператив "Геворгский", объединивший при сельхозартели хозрасчетный дорожно-строительный участок (ХДСУ), ЗАО "Балтайстрой". В ведении ХДСУ находится сельскохозяйственная МТС, на вооружении в которой пять комбайнов "Клаас" немецкого производства, пять "Кировцев" К-701 и даже трактор "Челенджер". Не остался забытым и "Бализ", генеральным директором которого после ухода Шамира Джалаловича стала Джемма Джалаловна Шахпарян. Другая представительница семьи Джлавян, Ирина Гарникова (жена Шамира), возглавляет ЧП "Джлавян", во владении которого находится ресторан "Маэстро" и одноименный магазин. Следует отметить, что и ЗАО "Бализ" и ЧП "Джлавян" имеют один и тот же юридический адрес.

Следующим филиалом этой империи является ЗАО "Строитель". Его нынешний руководитель Роберт Ливонович Акопян считает, что возглавляемое им ЗАО ведет отсчет своего существования с 1988 года, с момента создания одноименного кооператива. Как будто и не было реорганизации ПК "Строитель" в ЗАО "Бализ". И, наконец, венцом или, точнее, верхним иерархическим уровнем является так называемый производственно-коммерческий концерн "Бализ-инвест". В настоящее время эта организация, возглавляемая Сергеем Зориковичем Шахяном, объединяет шесть организаций: ликеро-водочный завод "Бализ", ЗАО "Строитель", ЗАО "Торговый дом “Бализ" в городах Балаково и Саратове, ООО "Лидия и сыновья", ЗАО ТД "Бализ-плюс" из Балтая и ЧП "Джлавян". "Бализ-инвест" имеет организационную форму ЗАО, является самостоятельным юридическим лицом и имеет на балансе собственное имущество. В то же время по отношению к организациям и фирмам, входящим в концерн "Бализ-инвест" пользуется правами управляющей компании: ведет бухгалтерскую документацию этих организаций, защищает их юридические интересы, заботится о привлечении инвестиций.

И только младший из Джлавянов, Бгам Джалалович, предпочел частному бизнесу работу на государственном предприятии. Он является директором государственного предприятия "Балтайский дорожный участок". Мощь и влияние клана Джлавянов в Балтайском районе столь велики, что на окраине Балтая усиленно расстраивается поселок Джлавян, а армянская диаспора является в этом районе второй по численности и насчитывает около полутора тысяч представителей.

Так что приход Геворга Джлавяна на пост министра-председателя комитета по дорожному строительству имеет весьма серьезную экономическую подоплеку. На мой взгляд, это назначение обусловлено тем, что прежние структуры, призванные выполнять роль "кошелька губернатора", утрачивают свое былое значение, и ДФ вынужден искать новые решения в интересах "саратовской семьи". Косвенным подтверждением этого тезиса является фактическая ликвидация Внебюджетного фонда правительства Саратовской области (ВФПСО). 27 июня на 55-м заседании Саратовской областной думы было принято постановление, согласно которому признаются утратившими силу все прежние юридические акты, имеющие отношение к ВФПСО и попечительскому совету этого фонда. С принятием этого постановления ВФПСО можно считать ликвидированным "де юре". Фактически же ликвидационный процесс в ВФПСО шел последовательно с марта нынешнего года. На заседании Облдумы были оглашены финансовые показатели, с которыми фонд завершает свою деятельность. В ВФПСО остался долг за различные недофинансированные экологические программы в размере 17 млн рублей. В то же время дебиторская задолженность у ВФПСО примерно на порядок выше. В ликвидационном процессе был один весьма примечательный аспект, на котором депутаты Облдумы почему-то предпочли не заострять внимания. А именно, ВФПСО был ликвидирован после того как в мае прошлого года стал одним из ведущих акционеров ЗАО "Саратовский инвестиционный банк развития". В свое время в прессе сообщалось, что ВФПСО приобрел двадцатипроцентный пакет акций СИБРа, выложив за это около пяти миллионов рублей. Кому достанется этот пакет после ликвидации ВФПСО — тайна за семью печатями. Однако следует отметить, что значительное количество акций СИБРа в свое время принадлежало "Ликсару". С учетом того, что величина правительственного пакета в СИБРе в последнее время составляла всего 9,7 процента, следует ожидать, что теперь влияние на политику банка структур, имеющих отношение к Г. Пипия, станет доминирующим.

Определенные политические изменения произошли в июне в составе представительных органов власти. 6 июня состоялось организационное собрание депутатов областной Думы, выступивших с инициативой создания депутатской группы партии "Единство". Следует напомнить, что в июне прошлого года с аналогичной инициативой в мандатную комиссию обращался президент губернской ТПП Владимир Давыдов. В то время Владимиру Владимировичу удалось получить согласие на вхождение в эту группу от четырех своих коллег — Натальи Динер, Анатолия Маштакова, Александра Сеноженского и Владимира Чумакова. Однако в прошлом году попытка создания подобной группы встретила резкую критику со стороны таких членов мандатной комиссии, как Владимира Титаева и Владимира Санталова. Прошел год, в законодательной базе по выборам в областную Думу пока что ничего не изменилось. Однако депутаты не только вернулись к этому разговору, но и сформировали депутатскую группу "Единство". Причем среди ее членов оказались и прошлогодние яростные оппоненты. На сегодняшний день в состав депутатской группы вошло 10 человек: Владимир Давыдов, Николай Медведев, Василий Поимцев, Николай Полулях, Владимир Титаев, Владимир Санталов, Александр Сеноженский, Николай Чернобук, Владимир Чумаков и Владимир Чуриков. Руководителем депутатской группы "Единство" в Саратовской областной Думе был избран В. Поимцев, а исполнительным секретарем — В. Давыдов. Пожалуй, следует выделить две основные причины, по которым нынешняя попытка образования "медвежьей" депутатской группы не только не встретила сопротивления, а нашла горячую поддержку.

Во-первых, прошлогодняя попытка была во многом инициирована одним из главных политтехнологов альтернативной организации "Единства" Сергеем Ислентьевым, с которым в ту пору был связан депутат Давыдов. Естественно, что брат губернатора и близкие к нему люди не могли допустить распространения влияния подобного персонажа на Думу. Зато в этом году, в момент образования депутатской группы "Единство", Ислентьев находился в СИЗО по обвинению в клевете. Да и В. Давыдов задолго до "посадки" Ислентьева прекратил с ним всякие отношения. Вторым побудительным мотивом, способствовавшим бесконфликтному на этот раз возникновению "медвежьей" депутатской группы, стал майский визит в нашу область парламентской делегации этой фракции в Госдуме. В ходе визита от столичных гостей стало известно, что депутатские группы "Единства" уже существуют в 43 региональных парламентах. Так что создание депутатской группы в Саратовской облдуме отнюдь не стало политической новацией федерального масштаба. Среди прочих кадровых новостей из представительных органов власти можно назвать назначение депутата Саратовской городской думы, председателя комиссии по промышленности, транспорту, связи и торговле Василия Грякалова директором радиоприборного завода (бывший завод "Знамя труда"). Директорское кресло на радоиприборном оставалось вакантным с 14 марта нынешнего года, когда руководитель этого оборонного ГУП Владимир Ломов был освобожден от занимаемой должности по приказу генерального директора Российского агентства по судостроению В. Поспелова. В свое время мы касались истории увольнения Ломова, четыре года отработавшего директором крупнейшего предприятия по подложному диплому. На должность директора ГУП был объявлен конкурс, который и выиграл Василий Грякалов, оставив ни с чем 39 конкурентов. Про нового директора раидоприборного завода можно сказать, что он два срока подряд избирается депутатом Саратовской городской думы, являясь при этом секретарем Ленинской районной организации КПРФ.

Среди прочих немаловажных событий июня следует отметить выход на свободу двух политически узников, обвиняемых в уголовных преступлениях. Одним из них является бывший мэр Балаково Алексей Саурин, а вторым — уже упоминавшийся выше Сергей Ислентьев. Про последнего известно, что он 15 июня был освобожден под подписку о невыезде по решению Кировского районного суда г. Саратова. Мэр же Балаково Алексей Саурин был освобожден из Энгельсского СИЗО-2 на день раньше, 14 июня. Формальным основанием для освобождения Саурина стало ходатайство его адвоката, удовлетворенное прокурором Анатолием Бондаром. В деле ареста и последующего освобождения Саурина есть и еще один фигурант, достойный нашего внимания. В июне ушел на пенсию прокурор г. Балаково Владимир Гуркин, занявший позицию невмешательства и нейтралитета в ходе второго этапа выборов главы администрации БМО в январе нынешнего года. По-видимому, Гуркин стал тем громоотводом, по которому Бондар надеется "заземлить" возможные удары молний из Генеральной прокуратуры в связи с балаковскими событиями. В настоящее время балаковской прокуратурой руководит присланный из Саратова Михаил Зелекукин.

Наиболее заметной отставкой июня в администрации г. Саратова был уход со своего поста "по собственному желанию" Александра Павлова, руководящего системой городского ЖКХ. Об этом событии саратовские журналисты узнали от мэра Саратова Юрия Аксененко в ходе его пресс-конференции, состоявшейся 15 июня. И по тому тону, каким это было сказано, ясно, что желание по поводу этого увольнения проявлял отнюдь не один Павлов. Скорее всего, руководителя городской системы ЖКХ решили сделать своеобразным козлом отпущения в преддверии повышения коммунальных тарифов.

Александр Крутов

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...