Несколько особо спорных моментов. Пункт десятый принятого депутатами перечня платных услуг гласит, что таковой может являться стоматологическая помощь, "за исключением помощи, предоставляемой контингентам (??? - О. П.) лиц, пользующихся льготами в установленном порядке". Настораживает именно "исключение". В понимании большинства граждан льготники — это пенсионеры, ветераны ВОВ, инвалиды, афганцы, чернобыльцы, доноры и многодетные мамы. Все прочие, например, дети до 18 лет совершенно точно льготниками не являются. (Т. е., согласно этому документу, дети тоже должны лечить зубы за деньги). Опять-таки, что делать пациентам с острой болью? Раньше, если такая беда приключалась, бедняга всегда мог рассчитывать на бесплатную помощь в районной поликлинике. А теперь? Вряд ли раздувшаяся щека и вытаращенные глаза сойдут за льготный билет. Скажем больше — мало кто знает, но согласно приказу министра здравоохранения РФ № 93 за 1993 г. даже лечение неосложненного кариеса для всех групп лиц должно производиться бесплатно.
Идем дальше. Совершенно заинтриговал п. 17. Оказывается, за деньги теперь можно госпитализировать родственника без медицинских показаний. Представляете, какую бурю эмоций вызовет эта формулировка у злых зятьев, вредных тещ и ревнивых жен. Может быть уважаемые депутаты имели в виду совсем другое. Скажем, что за свои деньги пациент, скучающий на больничной койке, может уложить рядышком всю свою семью и поболеть в родственном кругу. Так же пока не подлежит расшифровке п. 18 - платными могут быть "иные медицинские услуги, оказываемые по личному заявлению граждан". Какие? Снятие наркотической ломки? Эвтаназия? Или под соусом "пункта № 18 решения Гордумы" нам могут подать абсолютно все — от анализа крови и установки капельницы до операции аппендицита. Кстати о капельницах. Девятнадцатый пункт решения гласит, что некоторые виды медицинских принадлежностей могут сдаваться в прокат. Заметим, что речь идет о муниципальных медучреждениях. Представьте теперь себе картинку, что на двери процедурной пациенты увидят листочек с расценками: "Прокат градусника - 1 рубль", "прокат клизмы - 5 рублей", "прокат утки - 10 рублей". Таких "фишек" в решении более чем достаточно, и комитет по здравоохранению, озабоченный возможными последствиями, направил письмо мэру с просьбой внести в документ побольше конкретики.
Понятно, что депутаты руководствовались наилучшими побуждениями, стремились облегчить для медучреждений процедуру получения лицензии на оказание платных услуг, дабы последние могли сами зарабатывать и поменьше тянули из бюджета, а также окончательно легализовать давно де-факто существующий теневой рынок. Только за прошлый год от платных городских лечебных учреждений в бюджеты поступило 9 млн 542 тыс. рублей. Общая цифра по области - 26 млн 977 тыс. рублей. Понятно также, что документ этот, если его и приведут в удобоваримое состояние, не решит проблем муниципальной медицины. Да и наших проблем не решит. Как часто, заплатив сумасшедшие деньги за лечение в платных клиниках, нам потом в суде приходится доказывать, как то, что из нас сделали, идет вразрез с замыслом природы. Вряд ли муниципальная медицина быстро излечится от общего порока. Да еще с нормативной базой такого качества.
Ольга ПРОТАСОВА