Достаточно беглым взглядом окинуть эти рейтинговые таблицы, как наступает сначала смутное, а затем все более отчетливое понимание. Причем понимание если не сразу всего, то уж точно того главного, что нашло в упомянутых таблицах свое отображение. Они насквозь логичны. Но это не прежняя логика унитарного правления, первостепенное внимание отводившая тому, где побывал губернатор, что он сделал, кого похвалил, а кого поругал. Губернатора вообще почти нет ни в рейтинге удач, ни в антирейтинге. Он, конечно, незримо присутствует где-то за кадром, остается деятельным участником событий. Однако теперь у него не получается попадать не только в герои, но даже в антигерои. Эпоха новой логики привлекает внимание к совершенно другим событиям и фигурам. Это логика войны. Логика противостояния в "борьбе без правил". Конечно, когда-нибудь правила возникнут, но не теперь, их время еще не пришло. Пока еще нужно доказать (в первую очередь все еще уверенному в своей необоримости губернатору), что такие правила области жизненно необходимы. И на первые позиции рейтинга нынешнее странное время выносит, прежде всего, тех, кто занимается этим доказательством, а также те действия, которые оно — время — вынуждает их предпринимать.
По-прежнему много места в таблицах занимает бывший глава Балаковской администрации Алексей Саурин. Сам он — на втором месте в персональном рейтинге удач. И вовсе не потому, что в июне он был выпущен из СИЗО под подписку о невыезде (хотя само это событие заняло в таблице вторую-третью позиции). С тех пор, как губернатор сначала сказал, а затем — вот ведь неуемный! — еще и повторил, что в деле Саурина таки имеется политическая подоплека, то есть, что Саурина, оказывается, втянули в политику деятели из фракции ОВР в Государственной думе. Так вот, с тех самых пор Саурин безоговорочно поменял статус. И как бы даже перестал принадлежать самому себе. Сам он, похоже, многое осознал, в тональности его очередной пресс-конференции, прошедшей как бы под девизом "Снова с вами на свободе", уже нет тех воинственных нот, что имели место до пребывания в СИЗО.Он говорит о готовности к компромиссу, о том, что надо бы больше времени уделять семье, главное, пожалуй, значение придавал вопросу своего предстоящего трудоустройства. Наверное, он несколько разочаровал своих товарищей по борьбе. Но это, кстати, не сделало его пресс-конференцию менее значимой. Пока от Саурина хоть чего-то ждут, значимо все, что связано с ним. И поэтому пресс-конференция на четвертом месте в рейтинге событий.
Сам же Саурин, за которым почти что официально признана "политическая составляющая", явно вступает на путь, некогда указанный его, по стечению обстоятельств, товарищем по политической карьере, экс-президентом РФ Б. Н. Ельциным. Сейчас, если брать за некую точку отсчета ельцинскую систему координат, Саурин находится где-то между исторической партконференцией, положившей конец партийной карьере Бориса Николаевича, и избранием в Верховный совет РФ, положившим начало карьере уже совсем иной… Правда, есть одна проблема. Ельцина не сажали в СИЗО. Его только бросали с неизвестной целью с моста в реку, частично упаковав при этом в мешок. Потому возникает вопрос: а сможет ли Саурин пройти ельцинским курсом до конца, с учетом поправок на нынешние времена, с их гораздо большей жесткостью и уходящими за все мыслимые горизонты границами дозволенного?
Здесь же и события другой войны, в которой политическая составляющая сторонами пока еще не признана. А потому, вероятно, война эта как-то слишком уж похожа на возню в пределах одной коммунальной кухни. Речь идет о непрекращающемся и довольно безуспешном для обеих сторон конфликте между командой губернатора и командой саратовского мэра. Две тяжеловесные группировки, сидя буквально через площадь друг от друга в одном и том же не очень большом городе, явственно ощущают все возрастающий фактор тесноты. А поскольку совсем выгнать друг друга с кухни они не могут, постольку и продолжаются поплевывания в кастрюли и толкания локтями в дверях. С обеих сторон есть свои герои. Начало судебной тяжбы между замом мэра А. Лукьяновым и губернатором Д. Аяцковым (первый обиделся на то, что второй обозвал его "трехрублевым жуликом" и обратился в суд, дабы возместить свои пораженные честь и достоинство) — в восьмой-девятой строке таблицы. Но не это подняло самого Лукьянова до пятого места в персональном рейтинге. Однажды мы уже замечали, что губернатор наш, кажется, утратил способность добрым словом стимулировать к росту рейтинг тех, к кому это слово обращено. Но вот добиться подобного эффекта, совершив в адрес кого-либо хулительный выпад, он, напротив, вполне в состоянии. И что же ему надо было сделать со своим имиджем, чтобы губернаторский отказ принести извинения Лукьянову автоматически переместил этого не слишком крупного политика городского уровня на упомянутую пятую позицию? Таковые тенденции — повод для размышлений многих и многих. Но в целом перевес на этот раз у команды губернатора. И все благодаря блестящей эскападе одного из членов внутреннего ее круга, областного уполномоченного по правам человека Александра Ландо.
Публичный вызов, брошенный им саратовскому мэру, расползается на восьмую и девятую строки рейтинга событий. Отказ мэра этот выбор принять на десятой позиции. Сам Ландо на четвертом месте в персональном рейтинге. Присутствием же Аксененко там и не пахнет. Что неудивительно, поскольку ход был, действительно, почти блестящим. И теперь саратовскому мэру долго придется объяснять, что он просто не любитель участия в политических шоу, да и денег в городской казне на оплату телеэфира не имеется…
При том Ландо в очередной раз поставил своего рода рекорд. Свое место в персональном рейтинге он получил сразу за два события. Второе — создание на конференции, проходившей в Саратове, Ассоциации уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Все-таки приятно быть в числе первых. Не так уж и важно, насколько хорошо ты делал свое дело. Много важнее, что до тебя его не делали вообще. Сама конференция — на 6-7-й позиции в рейтинге событий.
Еще один персональный "удачник", о котором мы пока не упомянули, — глава комитета саратовской мэрии по здравоохранению А. Михайлов (2-3-е место в персональном рейтинге). Ему досталось за легализацию городской думой платных медицинских услуг, оказываемых населению в муниципальных учреждениях (2-3-е место в рейтинге событий). Действительно, для небогатого медицинского хозяйства города и его главы-распорядителя это большое дело. И большая удача. Другой вопрос, удача ли это для населения? Представляется, что, скорее, лишняя проблема. Впрочем, с другой стороны, родилась она не сегодня, не с решением гордумы. Теперь об остальных отмеченных участниками опроса событиях. Характерно, что в таблице почти нет ничего ритуального (конференция уполномоченных по правам человека, правда, все-таки затесалась, но о ней мы уже говорили). Все, содержащееся в ней, вполне весомо, грубо, зримо.
Уход в отставку министра Струговщикова - это лишнее свидетельство перемены эпох. С одной стороны, ушел в отставку один из самых непотопляемых. С другой, еще недавно уход министра просто не попал бы ни в какую рейтинговую таблицу, настолько это было заурядным событием. По-прежнему большое значение эксперты придают событиям, связанным с превращением Саратовской области в составную часть Приволжского федерального округа. Начало активной стадии подготовки к ярмарке социальных программ "Саратов-2001", проводимой при деятельном участии команды полномочного представителя президента Сергея Кириенко, на 6-7-м месте. Оно опережает публичную дуэль Ландо и Аксененко, а также еще один немаловажный факт областной политической жизни: после нескольких лет перерыва в Саратовской областной думе вновь появилась партийная фракция (10-е место в рейтинге). Конечно же, это фракция "Единства". Наверное, если бы это была какая-нибудь другая фракция, ее место в таблице было бы намного выше. Однако даже этот факт заставляет заподозрить, что в следующем составе Облдумы, который мы с вами изберем в будущем году, одной фракцией уже не обойдется. Пока же институализация упомянутой фракции служит, прежде всего, свидетельством того, как "Единство" продолжает осваивать роль партии власти, на символическом уровне областного квази-парламента показывая, какой хотелось бы команде губернатора видеть политическую систему области. Как видно, все-таки однопартийной.
И напоследок всего несколько слов о первых позициях. С впечатляющим отрывом в рейтинге событий лидирует возродившийся "Круглый стол политических аналитиков города Саратова". Годами остававшаяся совершенно безобидной для идеологов от власти, эта странная структура, едва возобновив свою деятельность после долгого перерыва, сделала вдруг публичный вывод о провале политической и экономической стратегии руководства области. Если бы такое заявила какая-нибудь политическая организация, едва ли это привлекло бы хоть сколько-нибудь внимания. Коммунисты, например, изначально придерживались подобного мнения.
Но когда к такому выводу, оснастив его надлежащей аргументацией, приходит команда профессиональных аналитиков, в которую входят представители самых разных школ и носители самых разных воззрений (от левых до либеральных), это уже слишком серьезно. И можно сколько угодно пытаться теперь умалять значение этого вывода, утверждая, например, что все случившееся было инспирировано "злым гением" Дмитрия Аяцкова — бывшим его вице-губернатором, а ныне зампредом фракции ОВР в Госдуме РФ Вячеславом Володиным. Кого-то это, возможно, и убедит. Но только не одного из авторов этого комментария, который сам и предложил тему для обсуждения на заседании "стола" (хотя потом, к сожалению, не смог принять в нем участия). Просто пришло время, и то, что было сказано аналитиками, - не приговор, а, скорее, диагноз. Можно поздравить с успехом Олега Фомина, автора самой идеи создания "стола" и его бессменного председателя (первое место в рейтинге "удачников", и тоже с изрядным отрывом). И посочувствовать тем, кто допустил его уход из областного Министерства информации и печати, где Фомин не так уж и давно занимал один из руководящих постов. Насколько ярок на сей раз список удач и "удачников", настолько бледно выглядят противоположные показатели. Здесь бросаются в глаза разве что события и люди из вчерашнего дня, все никак не покидающие день сегодняшний.
Назначение бывшего главы областной налоговой инспекции Николая Телятникова руководителем областного управления по статистике, а до того занимавшего этот пост Владимира Головачева (первое место в антирейтинге событий) — его заместителем, могло бы вызвать фурор разве что в те времена, когда свежи были воспоминания о том, как Головачев занимал пост представителя президента и фактически руководил областью. Сейчас он, как и Телятников, — живое воспоминание. И их перестановки, увы, уже почти никому не интересны. Что-то подобное и с выходом из СИЗО Сергея Ислентьева, пытавшегося вместе с соратниками создать городское отделение "Единства" "под себя", которое затем не пожелало признать областное руководство этой политической организации. Он уже проиграл, и его появление на свободе теряется в тени аналогичного происшествия с Алексеем Сауриным. Оно ничего ни в чем не меняет. Место его четвертое в антирейтинге. И все-таки вся эта история с заключением Ислентьева под стражу по очень сомнительным обвинениям настолько двусмысленна, что одно лишь его явление из камеры поместило на второе место в списке неудачников месяца главу вышеупомянутой областной организации "Единства", первого вице-спикера Госдумы РФ Любовь Слиску. Сражение с Ислентьевым Слиской теперь окончательно выиграно, но вот методы и цена наводят на мысль о небезызвестном царе Пирре, которому тоже случалось побеждать.
Холодно отнеслись участники нашего опроса к учреждению губернатором очередного знака отличия "Почетный ветеран" (третье место в антирейтинге событий). Символические и ритуальные действия больше не приносят желаемого эффекта. Губернатор все-таки окончательно утратил титул верховного шамана, его заклинания и амулеты уже не чаруют членов племени как прежде.
Логично выглядит присутствие среди неудачников отставленного "по собственному желанию" заместителя мэра, председателя комитета по ЖКХ администрации Саратова Александра Павлова (3-4-е место в рейтинге неудачников). Лишнее свидетельство того, что на данном этапе коммунальная война между саратовской мэрией и губернаторской командой складывается, скорее, в пользу последней. Потери понес господин мэр. Вообще, в июне губернатор, конечно, провел серию неплохих контратак — и против Саурина (освобожденного, между прочим, после того, как Аяцков со свойственной ему непосредственностью поручился за него перед прокуратурой, пусть даже последняя и уверяет, что связи тут никакой нет), и против Аксененко. Другое дело, что контратаки эти так и не привели к победе, да и не приведут уже, наверное, никогда. Для главного федерального инспектора по Саратовской области Рината Халикова обидно, наверное, соседство с Павловым. Вроде бы не так уж и плохи его дела. Но повод для появления Халикова на 3-4-м месте рейтинга неудачников вполне конкретен. Подготовка к ярмарке "Саратов-2001", которая стала тому причиной, идет как-то все более в обход Рината Шавкятовича. Ситуация вроде бы с имиджмейкерской точки зрения благоприятная. Речь, напомним, идет о событии, вошедшем в десятку важнейших. Но Халикову никак не удается применить его себе на пользу, как-то урвать часть генерируемого им рейтинга. Фигура главного федерального инспектора все более теряется на региональном политическом поле. Что дает повод поразмыслить о прочности его положения, отношении к нему в Федеральном округе, да и о многих других вещах.
И все-таки главный неудачник — глава администрации Марксовского района Николай Доровской. А вовсе не уволенный им редактор местной газеты Михаил Сохинов. И это уже хорошо. Впрочем, само увольнение — на втором месте в списке наименее значительных событий. Вообще, в Саратовской области пресса настолько несамостоятельна, обладает настолько низким влиянием и так привычна к роли ведомой (на совсем не длинном поводке), что события ее жизни если и попадают в наши рейтинги, то именно вот так, как на этот раз, в непочетную его часть. Здесь же обосновались и явившаяся в свет газета "Губерния сегодня", и руководитель этого проекта И. Тихонова. Обе на пятом месте в соответствующих таблицах. Может быть, именно этого и не хватает сейчас саратовской политической жизни, страдающей избыточной "подковерностью", прессы, события вокруг которой были бы достойны совсем других рейтинговых строк?
Илья МАЛЯКИН, Александр СВЕШНИКОВ
В опросе участвовали: С.Калюжнов, начальник комитета общественных связей администрации Саратова, А.Колобродов, главный редактор журнала "Общественное мнение", М.Коннова, эксперт Поволжского информационного агентства, П.Красильников, обозреватель газеты "Репортер", А.Крутов, корреспондент газеты "Богатей", Д.Машенцев, член политсовета саратовской организации СПС, С.Наумов, ректор Поволжской академии государственной службы, А.Никитин, председатель Саратовского правозащитного центра "Солидарность", В.Русанов, специалист управления общественных отношений Правительства Саратовской области, В.Спирягин, главный редактор газеты "Саратовские губернские ведомости", Д.Чернышевский, обозреватель газеты "Саратовские вести".