Саратовские новости
Общественное мнение

Внутренний голос

20 июля 2001г.

Как товарищ Сталин был лучшим другом физкультурников, так в Саратовской области находится много желающих объявить исполнительную власть лучшим другом прессы. Однако сколько бы весомых аргументов не приводилось в пользу этого тезиса, люди, которые делают журнал “Общественное мнение” продолжают по старинке считать своим лучшим другом читателя, просто читателя, независимо от занимаемых постов, социального положения и вкусовых предпочтений. Сегодня, когда наш журнал отмечает двухлетие со дня выхода в свет первого номера, многие читатели озаботились проблемой подарка ко дню рождения “Общественного мнения”. Подарок необычен – как поэты дарили своим возлюбленным венки сонетов, так наши читатели преподнесли журналу венок окружающих нас мифов и слухов, второй год пестрым облаком клубящихся вокруг “Общественного мнения”. Как и любое незаурядное явление (да простится нам это маленькое хвастовство), в окружающих слухах и толках недостатка мы не испытываем, и если привести их полностью, едва ли обойдешься объемом целого журнала. Поэтому ниже читатель найдет самые распространенные и характерные. Естественно, общественность, уверенную, что издание газет и журналов – занятие дорогостоящее, больше всего занимает КТО ВАМ ДАЕТ ДЕНЬГИ?

Итак, слух № 1. Условное название “Володин как медиа-магнат”

Безаппеляционным тоном, каковым говорят бродячие коммивояжеры и начинающие телекомментаторы: “И сомневаться тут нечего – Володин их содержит. Регулярно и в удовольствие дает бабки”.

Стопроцентная уверенность – дело хорошее, и переубеждать кого-либо у нас нет ни желания, ни возможностей. Людям же склоняющимся к этой версии, но не до конца уверенным, мы бы хотели предложить метод, используемый одним нашим верным и давним читателям. Озабоченный тем же “проклятым вопросом” – кто нам дает деньги? – он, получая очередной номер, до боли в глазах вчитывается в тексты, угадывает подтексты, рисует графики и выстраивает ранжир политиков по количеству упоминаний в журнале. Иногда ему кажется, что истину он нащупал, необходимы минимальные подтверждения, но следующий номер вдрызг разрушает все казавшиеся столь убедительными построения. Изыскатель, впрочем, подобно средневековому алхимику, не сдается, но продолжает свой скорбный труд. А дело в том, что депутат Государственной думы Вячеслав Викторович Володин действительно нередко и в разном контексте появляется на страницах нашего журнала. Однако не чаще таких уважаемых людей, как губернатор Дмитрий Аяцков, полномочный представитель президента Сергей Кириенко, бывший мэр г. Балаково Алексей Саурин и т. д. Это политика, и в ней – стержень наших редакционных принципов – нет фигур умолчания.

Что же до личного отношения – нам и впрямь импонирует Володин как политический деятель, много ценного и полезного мы видим в его депутатской деятельности и считаем Вячеслава Викторовича, пожалуй, наиболее зрелым и перспективным саратовским политиком московского призыва. О губернаторских амбициях Володина нам ничего не известно. Равно как и его желании построить “под себя” в Саратове некий медиахолдинг.

Слух № 2. “Сидя на газовой трубе”

Источник – правительственные и близкие к энергоотрасли структуры, Совбез. Тон – с недавнего времени уверенный.

Газовики во всем разнообразии должностей, от саратовских начальников до “газпромовских” генералов, появились в списке наших возможных спонсоров одновременно с разразившимся полтора года назад энергокризисом. Оказывается, как только тема газовых и энергетических долгов области стала актуальней политических дрязг, Станислав Аникеев, тогдашний гендиректор всех газовых хозяйств, активно подключился к редакционной работе. Материалы под рубрикой “Подробности”, где нередко описывались перипетии взаимоотношений поставщиков с должниками, как будто оплачивались из тех миллиардных сумм, которые область должна газовикам. Кстати, все наши скромные попытки разобраться кто виноват в том, что в области при наличии мощнейшей энергосистемы-федерального донора самые высокие в Поволжье энерготарифы, выходит, также продиктованы не чисто гражданским и профессиональным интересом, а пресловутым заказом. Как и упоминание “Саратовэнерго” и Региональной энергетической комиссии в негативном контексте.

На самом деле информационная открытость газовиков вызывает в журналистах (и не только “ОМ”) гораздо больше симпатий, чем нежелание сотрудничать и откровенная неприязнь к прессе гендиректора “Сарэнерго”. Который не упускает возможности упрекнуть ее в некомпетентности. Избавьте нас, г-н Генеральный, от необходимости становиться специалистами в энергетике, как это пришлось сделать жителям ЖСК. Минимальный интерес журналиста к сфере и предприятию есть показатель их нормальной работы.

Слух № 3. “Московский след”

“Общественное мнение” издают московские медиа-бароны”. Тон осторожно-завистливый, так говорят о несусветном богаче, помещающем средства в заведомо убыточные проекты – мол, нам бы эти деньги, мы ба… Любопытно, что эта версия, в общем-то, рожденная нашими коллегами-журналистами, особую популярность почему-то приобрела на промышленных предприятиях. Наша знакомая, работающая в отделе маркетинга крупного завода, обнаружила в списке саратовской прессы для внутреннего пользования название нашего журнала, а в графе “издатель”, ничтоже сумнящеся – “ИД Коммерсантъ”.

Ах, если бы… При таком положении дел на наши саратовские цены, давно догнавшие московские, сотрудники редакции адекватно ответили бы московскими зарплатами. Глядишь, и область бы получала налогов побольше. Однако столичный бизнес, в т. ч. издательский отчего-то не спешит на саратовский рынок. Основной причиной эти трусливые толстосумы называют нашу “диктатуру закона”, которая при расшифровке оказывается сложившейся в регионе политико-экономической ситуацией. Мы лучше, говорят они, в Самару поедем. Или в Волгоград, даром, что “красный пояс”. Да и зачем они нам, инвесторы? На недавнем фестивале прессы глава представительства фонда “Евразия” Марк Гринфилд обмолвился почти по Достоевскому – дескать, широк ваш информационный рынок, неплохо бы его сузить. Много газет у вас. А другие, наверное, думают, что много заводов и пароходов. Оптовых фирм, супермаркетов, ночных клубов, близких к губернатору предпринимателей и чиновников облправительства.

К “Московскому следу” примыкает и слух о том, что журнал печатается в Москве. Или Финляндии. Популярен этот миф у рекламистов. Используется практически. Вот тут уж извините, господа, не можем поступиться реальностью, как большевичка Нина Андреева принципами. Печатаемся мы в типографии ООО “Общественное мнение”, расположенной на Соколовой горе. Сценка в рекламном отделе крупной фирмы. Приезжают вольные стрелки-рекламщики, “разводят” менеджера на заказ, демонстрируют образцы полиграфической продукции: вот, печатаем в Москве, немного дороже, но зато качество… Менеджер: “Позвольте, ребята, это же печатало “Общественное мнение”. Охотники за заказами: “Ну да, “Общественное мнение”. Но печатало-то в Москве”. Менеджер: “Да нет, у них типография в Саратове, я знаю”. “Но качество-то московское”. Нельзя сказать, что последний аргумент нам не импонирует.

Слух № 4. “Тень отца”

Слух, транслируемый продавцами розницы и бухгалтерами риэлторских фирм. Тон профессионалов, проживших жизнь в “политической закулисе”. “Журнал этот проаяцковский. Смотрите, у них Аяцков на первом месте в рейтинге”.

Действительно, понятия “рейтинг влияния” и “рейтинг популярности”, похоже, ничем не отличаются – там рейтинг и здесь. Онегин, вон, ямба от хорея, как Пушкин не бился, отличить не мог, а тут такие дебри. Впрочем, не последняя из задач журнала – воспитание политической культуры у населения, и, возможно, к празднованию нашего трехлетия людей, путающих “влияние” с популярностью в народе, в области станет гораздо меньше… Д. Аяцков продолжает оставаться самым влиятельным политиком региона – хотим мы того или нет. Другое дело, что большинство наших публикаций ставят под сомнение адекватность этого влияния. А еще хотелось бы посоветовать читателям внимательно ознакомиться с действительно “проаяцковскими” журналами, как-то: “Саратовская губерния”, “Деловой Саратов”, “Промышленность Поволжья” etc. На наш взгляд объединяет нас только видовой признак – “журнальность”. Хотя и тут есть вопросы…

И чтобы покончить с темой “дающих” (да не оскудеет их рука) упомянем, что в числе наших хозяев называют и ночной клуб “Ротонда”. На том основании, что на обложке у нас появлялась их эмблема (почему-то по сходному поводу нашими хозяевами не считаются коммуникационные компании Мегафон-GSM, “Саратов-Мобайл”, турагентство “Спутник-Волга” и т. д.) Да и весь немалый корпус наших рекламодателей. Странно, что при таком количестве желающих дать деньги мы, опять же по слухам, испытываем финансовые затруднения. Сладостная для многих версия эта – увы, так же беспочвенна. Ну посудите сами – может стоять на грани банкротства журнал, более чем в два раза за два года увеличивший объем, тираж, штат, запустивший несколько новых проектов внутри издания. Не дождетесь!

Слух № 5. “Все расхищено, предано, продано”

Основной источник слуха – Московская, 72, правительство области. Тон праведно-гневный: “У них в журнале все продается – даже рейтинги, особенно рейтинги. Мне тоже цену называли”. От себя добавим: цены называют и нам, всегда разные. Очевидно, возникли уже посреднические цепочки, где каждое звено имеет “агентский” процент, то, что в народе именуется откатом. Особенно возмущался, помнится, уполномоченный по правам человека Александр Ландо, и мы с ним согласны – право человека бесплатно попадать в рейтинги никто не должен нарушать. Однако возмущение-возмущением, а сам Александр Соломонович в наших рейтингах появляется регулярно – см., например, рейтинг нынешний. Изыскал средства?..

Слух № 6. “Что хотят, то и творят”

Этот слух корпоративный, популярен у журналистов, коммерческих директоров газет и даже некоторых кандидатов философских наук. Особенно достается нашему издателю — ООО “Общественное мнение” в лице его руководителя Ольги Дановой. Тон развязно-льстивый: “Знакомьтесь, Ольга Данова, самая богатая женщина Саратова, издает журнал – делать нечего, денег полно, прикуривает от тысячедолларовой купюры”. Тысячедолларовые купюры существуют в природе, но в крайне ограниченном количестве, используются в основном в межбанковских расчетах. Г-жа Данова не курит. Продолжать?..

Слух № 7. “Сомнительные снобы”

Источник – работники ежедневных газет среднего звена, с покушениями на интеллектуализм. Тон раздраженный: “Сомнительный журнал. Собрались три человека, пишут друг для друга и для себя, любимых”. Разумеется. Алексей Колобродов пишет для Ольги Протасовой, Ольга Протасова для Сергея Боровикова, Сергей Боровиков для Александра Крутова, Александр Крутов для своего тезки, тоже Александра – Мясникова, Александр Мясников – для Алексея Колобродова и опять по кругу. А еще все они пишут для своих родственников, друзей и знакомых. Потом, когда приходят письма из Вольского и Балаковского районов, сведения о том, что журнал читают в Москве — в Госдуме, представительстве республиканской партии США, в “Известиях” и “Независимой газете”, в Нижнем Новгороде и Италии, авторы “Общественного мнения” радуются такому щедрому наличию новых друзей и знакомых… И рассчитывают, что их станет еще больше.

С уважением и признательностью –
коллектив редакции журнала “Общественное мнение”.

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...