Саратовские новости
Происшествия

Почему в Саратове убивают журналистов?

2 августа 2006г.

В Саратове журналистов всегда крепко били, но, к счастью, не убивали. Среди пострадавших значатся Александр Крутов, Сергей Любимов, Леонид Крючков, Игорь Осовин, Евгений Малякин и некоторые другие. Дела о нападении на журналистов, как правило, не расследовались. Доходило до абсурда. Следователь, ведший дело Крутова, поучал журналиста, говоря, как же он хочет оставаться небитым, если про высокопоставленных политиков пишет всякие нелицеприятные вещи. Чаша терпения в среде журналистов переполнилась после того, как летом 2003 года был жестоко избит (едва не убит) корреспондент газеты «Репортер» Леонид Крючков. Надо отдать должное бывшему прокурору Саратовской области Анатолию Бондару, который распорядился реанимировать пылившиеся в архивах дела о нападении на журналистов.
В результате были найдены и осуждены напавшие на Леонида Крючкова. Некоторое время спустя и были задержаны лица, которых подозревали в жестоком избиении Сергея Любимова. Если в случае с Крючковым следственным органам удалось доказать, что нападение на журналиста, якобы, не было связано с исполнением им профессионального долга, то заказчики нападения на Любимова так и остались в тени.

Тем не менее, ряд бандитских нападений на журналистов в Саратове до сих пор остается нераскрытыми, что дает повод злоумышленникам планировать и осуществлять расправу над сотрудниками СМИ.

В настоящее время журналист – не только одна из самых опасных профессий. Это самая незащищенная профессия. В УК РФ есть единственная статья, которая пытается обезопасить труд репортера – это статья 144 о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. Однако, по этой статье, насколько нам известно, так никого и не осудили. Между тем, заявление Александра Ландо по поводу того, что журналист, редактор и издатель газеты «Саратовский репортер» Сергей Михайлов должен в течение года воздержаться от критических статей в адрес «Единой России» и есть то самое воспрепятствование. Но прокуратура не заметила в этом заявлении нарушения закона, хотя саратовские СМИ долго муссировали тему.

В настоящее время у саратовских журналистов нет своей организации, которая была бы в состоянии их защитить. Местное отделение союза журналистов практически прекратило свое существование. Никаких гарантий профессиональной деятельности журналистов не только в Саратове, но и в России – нет. По-прежнему не работает принцип права на получение информации. У нас есть свобода слова, но нет права на получение информации. Автору этих строк не раз приходилось, в том числе и при помощи прокуратуры, убеждать чиновников выполнять закон РФ О СМИ.

Затруднение доступа к информации приводит к искажению или к неправильной интерпретации фактов, а на страницах СМИ все чаще появляются слухи в виде версий. Этим охотно пользуются некоторые чиновники, честь и достоинство коих часто бывает задеты. Между тем, если не будет доступа к информации, не будет и объективности. Наконец, тотальная зависимость СМИ от спонсоров неизбежно втягивает журналистов в борьбу кланов, а в некоторых случаях принуждает их обеспечивать информационное прикрытие коррупции.

Несколько лет тому назад в областной Думе рассматривался проект закона о государственной поддержке СМИ на территории Саратовской области, но он так и остался под сукном, тем более что его курировал Сергей Богомолов, известный своими призывами ввести цензуру и штрафовать главных редакторов СМИ за то, что они «шельмуют Думу».

Защитить журналиста могут только богатые состоятельные издания, способные обеспечить самофинансирование. Но таких изданий в Саратове нет. Большинство редакций работает без юридической помощи, без охраны, без социальных гарантий, без соблюдения учредителем и издателем основ авторских прав.

В законе РФ о СМИ есть мертворожденная статья 19, которая отменена подзаконным циркуляром налоговых органов. Речь идет об освобождении впервые зарегистрированного СМИ от налогов в течение первых двух лет существования. Статью никто не отменял, но она не работает. Издания, особенно печатные, беззащитны перед монополизмом типографий, распространителей, почты и других средств связи. Целый ряд ограничений на распространение рекламы (речь при этом не идет о рекламе пива!), налоговый пресс превращает большинство наших СМИ в зависимые, дотационные, необъективные и беззащитные.

Но главное – это все-таки люди. Гибель двух наших коллег стала наглядным свидетельством того, что журналист нужен лишь тогда, когда он служит чьим-то интересам. Если он погибает или его убивают – помощи не жди. Родным и близким не поможет бедная редакция или жадный спонсор. Не поможет, находящийся в летаргическом сне союз журналистов, не поможет профсоюз, которого нет, не поможет государство, которое даже не в состоянии заставить чиновников исполнять закон о СМИ, а статью 144 УК – защищать законную профессиональную деятельность журналиста.

Три года тому назад автор этих строк писал: «…Избивать нас будут с завидной регулярностью. Только при таком попустительстве правоохранителей, нас скоро будут не только избивать, но и убивать. Все равно убийцы не будут найдены. Если не смогли найти хулиганов, то будут ли искать и захотят ли искать убийц?» (газета «Репортер», 2003 год)

К сожалению, этот печальный прогноз сбылся.

Владимир Вольский,
"Саратовинформ"



Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...