Саратовские новости
Происшествия

Такой внезапный мирный атом. Слухи об аварии на Балаковской АЭС ужаснули все Поволжье

6 ноября 2004г.

К настоящей панике среди жителей Саратовской области и соседних регионов привели слухи об аварии на Балаковской АЭС. В ночь на 4 ноября произошла внеплановая остановка второго энергоблока. Как сообщило областное МЧС, в 01.24 на одном из парогенераторов произошел выход пара вблизи датчиков. Остановились три главных циркулярных насоса.

Сработала аварийная защита, и блок отключился от сети. Однако с официальными разъяснениями для балаковцев представители спасательных служб выступили почти через сутки после происшествия и лишь по районному телеканалу. "Сарафанное радио" оказалось гораздо оперативнее: к утру 5 ноября в центральных аптеках Саратова, Самары, Пензы, Саранска скупили весь йод, а в пензенском зоопарке животным выдали молоко и красное вино.

Ударим йодом по мирному атому
Познакомиться с масштабами происходящего вашему корреспонденту помогли SMS-сообщения из Пензы. Ранним утром пятницы пензенские знакомые поинтересовались, жив ли еще Саратов, и на всякий случай попрощались, рекомендовав принять перед отправкой в лучший мир немного йода. Как выяснилось, йод-содержащие препараты закончились в пензенских аптеках еще ночью. "Первые испуганные покупатели появились около 22.00. Смели все-от простого раствора до дорогих биологических добавок. Люди шли всю ночь (наша аптека-дежурная). Сейчас очередь начинается на улице. Ждем, когда привезут новый товар",--говорит заведующая пензенской аптекой №3 Мария Шмарьян. Испуганные покупатели рассказали, что родственники из Балакова по телефону сообщили им о взрыве реактора на БАЭС. Всю ночь Мария Александровна следила за теле- и радионовостями и, не услышав официальных разъяснений, с утра отправилась на городской рынок. По словам заведующей, "весь базар только об этом и говорит". Пензенцы советуют друг другу принимать йод в концентрации от двух до восьми капель на стакан воды и по таблетке активированного угля каждый час.
Пензенский зоопарк поднялся на защиту от мирного атома благодаря журналистам. Местная газета поинтересовалась, как администрация намерена спасать зверей. Ученые безуспешно пытались получить совет в региональном подразделении природоохранной службы и решили подстраховаться сами. "Мы приняли меры, которые обычно используем при наступлении сильных морозов и эпидемии гриппа",--говорит ученый секретарь зоопарка Татьяна Красноносова. Обезьянам (в Пензе живут мартышки, макаки, капуцины, беличьи саймири и единственная в России пара гиббонов) выдали по чайной ложке красного вина, а семейству кошачьих (бенгальские кошки, сервалы, носухи, рыси, тигры, львы и ягуар)-по литру молока.
География паники росла с каждым часом. Скупка йода началась в райцентре Сердобск и в Саранске. Жители Самары забрали детей из детсадов и задраили дома форточки. Саратовцы добавили в антиатомное меню лимоны и водку. В поликлиниках выстроились очереди к эндокринологам. Медики советуют не принимать йод внутрь, а мазать шею и грудь-независимо от работы АЭС это полезно для профилактики дефицита минералов и мастопатии. Тем не менее, пузырьками с йодо-калиевым раствором вооружились даже продавцы беляшей, торгующие у крыльца редакции. К полудню появились пострадавшие-двое горожан отравились, выпив слишком много йод-содержащих таблеток. Заведующая одного из детсадов по совету родительниц отменила дневные прогулки малышей.
Первыми последствия аварии ощутили балаковцы. "Весь город сидел у телефона. Звонили с утра 4 ноября до утра 5-го",--рассказывает председатель балаковского общества охраны природы Анна Виноградова. Слухи возникали один страшнее другого. Говорили, что в селе Матвеевка запретили выпас скота. Что в детских учреждениях раздали профилактические препараты. На некоторых предприятиях собрались стихийные планерки-руководители советовали не выходить на улицу и не пользоваться водопроводной водой.
По мнению председателя компании "Свободное телевидение Балакова" Александра Наумова, панику усилили посторонние причины. "Накануне в Балакове проходил фестиваль патриотической песни. Съехались генералы с лампасами и на авто с мигалками. 3 ноября на станции организовали учения по безопасности. Жителям, как обычно, ничего толком не разъяснили. Люди видели только переполох и сообщения РТР и НТВ о факте аварии",--говорит господин Наумов. Кроме того, по мнению балаковцев, слух подогрели местечковые интриги политических оппонентов директора станции.
По словам Наумова, телекомпания предлагала представителям МЧС прервать программу передач и дать в эфир подробный комментарий, способный успокоить людей. Однако специалисты, уверенные в незначительности аварии, не сочли нужным этого делать. "Только в 20.00 в очередном выпуске городских новостей чиновник от ГО и ЧС тоном глубокой досады отчитал балаковцев за трусливость",--рассказывает Анна Виноградова

С легким паром!
Через полтора суток после происшествия областное МЧС разъяснило, что датчики второго энергоблока сработали из-за слишком высокой температуры жидкости. Была обнаружена течь чистой обессоленной воды для питания парогенераторов. Трубопровод находится в машинном зале в зоне постоянного обслуживания. "Из-за небольшого повреждения трубопровода вода попала на клеммные соединения датчиков насосов. В результате понизился уровень в парогенераторе. Из-за этого отключились насосы, и аварийная защита остановила реактор",--заявил представитель Росатома Николай Шингарев. Как сообщили в "Ростехнадзоре", произошел выход теплоносителя в машинный зал. Однако это был "чистый" пар второго контура, и никакого загрязнения нет. Ведется ремонт. Планируется вывести блок на номинальную загрузку уже 6 ноября. "Такое нарушение допускается в проектном плане, предусмотрены технические возможности разрешения проблемы",--говорит Владимир Уткин, заместитель руководителя округа по надзору за безопасной эксплуатацией АЭС Волжского управления "Ростехнадзора". Как рассказал главный инженер спецкомбината "Радон" Алексей Горюн, разорванный трубопровод не связан с активной зоной реактора. Радиационный фон Саратов в норме-11 микрорентген/час. По словам бывшего сотрудника станции, пожелавшего остаться неизвестным, "внеплановая остановка блока не повышает надежности оборудования. Когда блок останавливается, в парогенераторах (это четыре огромных аппарата) остается перегретый пар. Парогенератор состоит из множества теплообменных трубочек, в которых могут образоваться микротрещины. Через них радиоактивные вещества из первого контура могут попасть в пар. Обычно пар проходит по замкнутому циклу. Но при аварийной ситуации его могут стравить в атмосферу. Был ли такой сброс сейчас, неизвестно".
По словам Анны Виноградовой, подобные остановки блоков на БАЭС уже были. Но никогда не вызывали такого ажиотажа. "Возможно, у людей накопился страх. Сказалось и многолетнее игнорирование общественного мнения по поводу строительства второй очереди станции",--считает Анна Михайловна.
Против сооружения второй очереди 72,8% балаковцев проголосовали на референдуме в 1993 году. Пятый и шестой блоки "заморозили" постановлением Совмина. Но забыть о 2 млрд долларов (примерная стоимость будущей стройки) было трудно. В 2000 году губернатор Дмитрий Аяцков, возглавивший Союз атомных территорий, обратился в Минатом с просьбой реанимировать проект. Возобновление работ вписали в "Стратегию развития атомной энергетики" и целевую программу "Энергоэффективная экономика". В 2001-м министерство и региональные власти утвердили "Декларацию о намерениях". Балакову пообещали 5,8 млрд рублей на обустройство социальной сферы (10% инвестиций на проект).
Однако "в связи с реорганизацией "Росэнергоатома" и сдерживанием отпускных тарифов" золотой дождь задержался. По подсчетам атомщиков, недофинансирование всей программы развития отрасли с 2001 по 2004 годы составило 28 млрд рублей. Десять обеспокоенных губернаторов во главе с Дмитрием Федоровичем написали президенту.

Ловкость рук
Летом нынешнего года завершилась предпроектная подготовка к строительству. Пятый и шестой блоки включены в инвестиционную программу объектов высокой готовности, на которую концерн "Росэнергоатом" предполагает выделить в 2005 году более 13 млрд рублей. Основные документы, дающие право на продолжение работ в Балакове,--обоснование инвестиций и оценка воздействия на окружающую среду-прошли государственную экологическую экспертизу.
Для балаковцев столь стремительное утверждение документов стало неожиданностью. Бумага под названием ОбИн при положительном заключении экспертов дает право на разработку непосредственно проекта строительства. Как оказалось, МПР создало комиссию еще в декабре прошлого года. Согласно федеральному закону "Об экологической экспертизе" в числе обязательных документов, необходимых для проведения государственной экспертизы, должны быть материалы общественных слушаний-мероприятия, в рамках которого жителям разъясняют плюсы и минусы опасного соседства. Народного "вече" горожане не заметили. Однако закон не уточняет процедуру подобных слушаний. Их можно проводить в форме "опроса" или "обсуждения"--хоть с зеркалом.
В январе балаковское общество охраны природы обратилось в областное правительство с просьбой зарегистрировать заявку на проведение общественной экспертизы, предусмотренной тем же законом. Чиновники отказали "в связи с отсутствием предмета"--то есть ОбИна, который уже полным ходом исследовали в МПР. Российский совет "Гринписа" попытался получить документы в "Росэнергоатоме" и, пережив неудачу, пожаловался в прокуратуру. Вторая московская прокуратура по надзору за соблюдением законодательства на особо режимных объектах провела проверку и сообщила, что "концерн не подготовил в полном объеме документы, необходимые для проведения экологической экспертизы". Это было в конце мая, спустя почти 3 месяца после того, как оная экспертиза выдала положительное заключение.
Материалы для исследований попали в Балаково в конце июля. Девять томов можно читать и перечитывать для развития кругозора-после вынесения решения государственным органом выводы общественников не будут иметь юридического статуса. Сейчас "зеленые" готовят судебный иск по поводу непредоставления информации. В крайнем случае, "Росэнергоатом" могут оштрафовать.

Деньги не "светятся"
Город привязан к АЭС накрепко. Предприятие давало 20% муниципального бюджета. С 1993 по 2001 год жители платили полцены за электричество. Внебюджетный фонд станции (куда отчислялся процент от прибыли) влил в "социалку" 250 млн руб. После изменения Налогового кодекса началась "ломка". Вторая очередь, как уверяют местные чиновники,--единственная возможность вернуть инвестиции. Ожидается 12 тыс новых рабочих мест, прямые поставки электричества почти по себестоимости, энергия новых реакторов заменит 4 млрд кубометров газа в год (а за газ область задолжала более 3 млрд рублей). Удвоение ВВП, опять же, требует увеличить электромощности на 40%.
Но серые кубики блоков видны с окраины Балакова. До них 8 километров. Можно доехать на троллейбусе. Дополнительные исследования "по обеспечению экологической безопасности", утвержденные Минатомом еще на 1993-1996 годы, до сих пор не проведены. Многие социальные объекты, обещанные к пуску первой очереди, не построены. Например, мост, без которого не смогут эвакуироваться жители островной части города, или новый водозабор (нынешний находится ниже по течению). С 1995 года не исполняется статья 18 закона "Об использовании атомной энергии", предусматривающая обязательное страхование жителей 30-километровой зоны. Поразмыслив, областные власти собрали осенью прошлого года группу ученых технического и медицинского университетов для оценки атомных планов.
Выяснилось, что в предпроектных материалах отсутствуют "сопоставительный анализ используемых технических, экономических и стоимостных решений с отечественными и зарубежными аналогами", "оценка состояния здоровья в ареале воздействия АЭС" и "информация об обязательствах АЭС по предотвращению ухудшения состояния окружающей среды". В состав капиталовложений не включены затраты на гражданское строительство. Программа развития социальной сферы даже не упомянута. Зато говорится о создании хранилища ОЯТ--необходимость такого сооружения, как поняли саратовские ученые, "не обоснована". В целом же, сделали вывод участники исследования, "непреодолимых препятствий нет".
Заключение называется "научно-общественным" и не имеет грифа ДСП. Но чтобы увидеть выдержки из него, вашему корреспонденту пришлось подкараулить начальника областного ГУПРа у входа в офис в 7.30 утра.

Колосс на "мыле" и песке
У общественных организаций, которым слова не давали, есть и более серьезные исследования. Профессор саратовского госуниверситета, доктор наук, член-корреспондент РАН Глеб Худяков руководил общественной экспертизой четвертого блока БАЭС в 1992 году. "Балаково входит в число 150 городов, неблагополучных по санитарно-экологическим показателям. В год в воздух попадает 100 тыс тонн вредных выбросов. ПДК (на момент исследования 12 лет назад) по сернистым соединениям, аммиаку, фтористому водороду превышались в 2-11 раз. Новое промышленное строительство здесь запрещено Совмином в 1981 году",-говорит Глеб Иванович. Все 4 энергоблока построены в нарушение даже тогдашних требований: по нормам Совмина 1987 года расстояние от объекта до жилья должно было составлять не менее 25 км. Но Госстрой СССР сделал исключение.
По сегодняшним законам размещение АЭС на данной площадке, как считает профессор, было бы недопустимым: "Фундаментом энергоблоков должны служить коренные скальные породы. Реально станция стоит на 1,5-2 метровом слое глинистого "мыла", наклоненном к Волге. "Подушкой" служат мягкие известняки. Например, первый блок (по данным на 1992 год) просел на 57 см при норме 50".
Грунтовые воды находятся на глубине 2-6 метров (неблагоприятным для размещения АЭС считается уровень менее 3 метров). В 30-километровой зоне расположены минеральные источники, которыми пользуются пансионаты. Станция построена между 2 оросительными системами. По нормам подобные объекты должны располагаться не ближе 1,5 км от реки. Балаковская "атомка" находится на берегу, на 4,5 м выше воды. Первая очередь, по сведениям ученого, потребляет 54,6 млн кубометров волжской воды в год. Новые блоки увеличат эту цифру почти втрое. Это может отразиться на экологическом состоянии водоема. Пруд-охладитель должен располагаться в 1-1,5 км от берега в бетонном котловане. У БАЭС для этих целей служит старое русло реки, отсеченное от нынешнего песчаной косой. Пруд рассчитан на 3 блока. Появление четвертого, по оценке Глеба Ивановича, "привело к аномальному повышению температуры воды, зимой поднимаются облака пара".
В некоторые годы в Саратовской области отмечается более 10 землетрясений силой до 3,5 баллов. Объединенный институт физики земли РАН "выявил сейсмогенные структуры с интенсивностью вероятных землетрясений до 8 баллов, в связи с чем район считается сейсмоопасным". Вдоль Волги расположен один из мощнейших в Европе разломов земной коры. Чернобыльская станция стояла на подобном разломе вдоль Припяти. По одной из версий, ее погубило землетрясение силой 1,4 балла. "По степени потенциальной опасности 5-6-блочная станция с таким окружением-редкостная по возможной катастрофичности техногенная система",--заключает профессор Худяков.
При государственной экоэкспертизе четвертого блока было определено 28 требований, обязательных к исполнению до загрузки реактора. Многие из них не выполнены до сих пор. Ранее обследовались только отдельные части станции. Комплексная оценка экологической обстановки в 30-километровой зоне не проводилась. Вряд ли на это можно рассчитывать сейчас. В результате изменения структуры правительства вместо МПР появились 3 агентства (водное, лесное, недропользования) и одна служба природопользования. Функции экологической экспертизы делят между ними и созданной при правительстве службой технического, атомного и экологического надзора (краткое название "Ростехнадзор"). Понятие "охрана" (а не "пользование") окружающей среды исчезло даже из официальной топонимики.

Страх в рублях
Рядовые балаковцы больше заняты подсчетом-сколько золотого дождя выпадет на брата. По последним выкладкам выходит 28,6 тыс руб.
Местное "Общество свободы и социального согласия" пыталось собрать подписи против строительства блоков. За 2 года набрали только 4 тысячи автографов и поняли-надо подкорректировать девиз: "Блоки нам все равно навяжут. Переломить ситуацию мы не можем, ну хоть что-то надо получить". Требование к президенту и думе установить каждому горожанину плату за риск подписывают гораздо охотнее-5 тысяч человек за 2 недели. Балаковцы проявили скромность: пожелали получать сумму в размере прожиточного минимума ежемесячно. На йод из аптеки точно хватит.

Надежда АНДРЕЕВА
NovayaGazeta.Ru, 05.11.2004

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...