Саратовские новости
Происшествия

Чужая кровь

12 марта 2002г.

В конце прошлого года прокуратурой Кировского района Саратова было возбуждено уголовное дело по довольно редкой статье Уголовного кодекса - 109, ч.2 «Причинение смерти по неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Анестезиолог-реаниматолог «оплошала», перелив больному несовместимую с его собственной донорскую кровь. В течение суток пациент скончался. А недавно стало известно - уголовное дело было прекращено на стадии следствия в связи с объявленной амнистией, под которую подпала обвиняемая как женщина, имеющая малолетнего ребенка.

Почему на скамье подсудимых оказываются депутаты, военные, милиционеры - кто угодно, но только не врачи - задались мы вопросом, столкнувшись к тому же со странным нежеланием людей, дававших клятву Гиппократа, комментировать данную ситуацию. Главный врач больницы, в которой произошло ЧП, настойчиво просил не указывать ее название.

- Для нашей больницы это случай беспрецедентный. Хотя в России, надо признать, ошибки при переливании крови периодически случаются. Должностные обязанности и инструкции при многоступенчатой подготовке к переливанию крови, если их выполнять, практически исключают возможность ошибки. В данном случае - и этого мы не скрывали с самого начала - анестезиолог-реаниматолог проигнорировала должностные инструкции, а записи в протоколе переливания крови были явно сфальсифицированы. Выяснилось это сразу, после того как на ежедневной врачебной конференции в больнице было доложено о смерти больного. Была создана специальная комиссия, подняты все документы, записи. Выяснилось, например, что медсестра дважды докладывала врачу о реакции больного. Но та не придала этому должного значения. О случившемся было, как и положено, доложено в комитет здравоохранения. Оттуда, в свою очередь, в больницу прибыла комиссия, призванная установить причины произошедшего. Выводы комиссии горздрава и наши собственные были представлены в прокуратуру.
Покрывать своих подчиненных? Знаете, это пахнет преступным сговором. Всякий руководитель отчетливо себе представляет все последствия такого сговора... Не скрою, у меня с врачом состоялся нелицеприятный разговор. А потом было несколько телефонных звонков. Человек, представившийся, кстати, журналистом одной известной в Саратове центральной газеты, прозрачно намекал, что в случае признания врача виновной в халатности появится критическая газетная статья.

Уволилась врач из нашей больницы по собственному желанию и, как мне кажется, по совету своего адвоката сразу после возбуждения против нее уголовного дела. Сделано это было с расчетом. Суд, если бы он состоялся, учел бы гуманность профессии врача и то, что у обвиняемой маленький ребенок. Ограничился бы, скорее всего, условным наказанием. А вот лишить должности на какой-то срок мог реально...
Заместитель прокурора Кировского района Александр АКСЕНОВ:
- Данное уголовное дело было возбуждено по материалам предварительной проверки по факту смерти гражданина Мартынова (фамилия изменена - авт.) Информация поступила к нам в прокуратуру от судебно-медицинских экспертов. Подозреваемой было предъявлено обвинение. Нам удалось собрать достаточно материалов, как мы считаем, полностью доказывающих ее вину. В частности, руководство больницы, где работала врач, а также городской комитет здравоохранения, представили результаты проверок. Если кратко - то вина доктора в том, что она не провела контрольный тест непосредственно перед переливанием крови.
Раз дело не дошло до суда, то по закону никто не имеет права уволить ее. Можно лишь посочувствовать главному врачу, имеющему в штате такого работника.

Заместитель начальника бюро судебно-медицинской экспертизы Александр ЖУРАВЛЕВ:
- Утаить, замять врачебную ошибку невозможно. Если причины смерти человека вызывают сомнения, мы проводим исследования. Так было и в данном случае. Любой пострадавший без проблем может привлечь сразу нескольких специалистов-медиков в качестве консультантов. Вряд ли кто-то из экспертной комиссии будет кривить душой и тем более «химичить» с результатами своей работы, заранее зная, что его выводы и заключения будут тщательно рассмотрены в суде. Могу привести свежий пример, когда приглашенный на судебное заседание эксперт ответил на 120 вопросов. Причем вопросы поровну задавали стороны истца и ответчика.
Доктор медицинских наук, профессор, Почетный гражданин Саратова Татьяна КУНИЦЫНА:
- Если была установлена очевидная небрежность, халатность, неисполнение врачом своих обязанностей, что привело к тяжелым последствиям, то некомпетентный доктор должен быть наказан. Не только дисциплинарно, но и понести уголовную ответственность. Если, как вы говорите, больному была перелита кровь другой группы, то это очень серьезная врачебная ошибка, которую, судя по всему, не стали скрывать и замалчивать. Следовательно, данный случай получил должную оценку и не только среди медицинских работников. К счастью, я не припоминаю в своей и практике моих коллег ничего подобного. Поэтому мне трудно сказать, какое именно наказание следовало за небрежностью раньше.

Владимир ИЗОСИМОВ


Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...