Саратовские новости
Происшествия

Девочка и казак

9 октября 2001г.

26-летний Сергей Кирдяшев, официально именуемый бойцом охраны Саратовского городского казачьего общества, признан виновным в убийстве 15-летней Ксении Улановой. Таково решение коллегии Волжского районного суда под председательством Юрия Царева. Мера наказания - 12 лет.

Читатели "СА" помнят Ксюшу. Мы рассказывали о ней тогда, в июне, сразу после того как девушку нашли убитой. Ксюша училась в художественном училище. После нее остались натюрморты, сложные дизайнерские разработки, а еще вышивки и бисероплетения. Ксюша пела в фольклорном ансамбле "Забава". Руководитель этого ансамбля Анжелика Глумова удивлялась особой духовной глубине, позволявшей Ксюше - вполне современной девчонке в красных джинсах, с красными (выкрашенными в бордово-малиновый цвет) волосами - чувствовать старинную женскую обрядовую песню.
"Свидетель Колпаков охарактеризовал Уланову как очень независимую, непоседливую, яркую, нестандартную, резкую". Это из обвинительного заключения.
Конечно, она была слишком независимой, слишком яркой и слишком резкой...
Ее нашли на территории садоводческого товарищества "Мечта", то есть в дачах близ Юбилейного. Было очевидно, что ее задушили веревкой либо шнуром. И что произошло это вечером 9-го либо ночью с 9-го на 10-е июня.
Ксюшина подружка показала, что проводила ее тем вечером на автобус: Ксения спешила на дачу к своим друзьям, таким же продвинутым неформалам, как она сама, но постарше. Она вообще прекрасно чувствовала себя среди людей, которым за двадцать и больше. Общаться с ровесниками любила меньше - в чем-то их, наверное, переросла. И на той самой даче проводила, может быть, больше времени, чем надо бы. Часто там ночевала.
Предположительно все случилось по дороге на дачу.
12 июня казак-охранник Кирдяшев допрошен в качество свидетеля. Он со своим напарником Шабуниным караулит дачи в "Мечте". Он знает "девушку с красными волосами", которая часто ходит на дачу к музыкантам. Но в ее смерти он не повинен. У него алиби: с десяти примерно часов вечера и до двух ночи они с напарником глушили спирт на даче у некоего Кузнецова, их приятеля.
Но уже 13 июня Кирдяшев дает признательные показания. Находясь в статусе подозреваемого он показывает, что вечером 9 июня "после распития изрядного количества спиртного" (цитирую обвинительное заключение) они с напарником, то есть тем самым Шабуниным, гуляли по садоводческому товариществу "Роса" и встретили Ксению Уланову, ранее неоднократно виденную "на даче у музыкантов". Он, Кирдяшев, подошел к девочке и предложил ей идти пить с ними водку. Она отказалась, причем в очень резкой форме. Она его, Кирдяшева, обидела. Он ударил ее, и она упала через трубу (через поливную трубу, протянутую по дачному участку) спиной на землю. С собой у Кирдяшева была веревка. Он всегда носил эту веревку с собой, чтобы связать, если понадобится, дачного вора.
Кирдяшев, по его словам, не хотел убивать, он хотел лишь проучить дерзкую девчонку. Но не рассчитал своих сил... Эти показания он повторяет затем на допросе в качестве обвиняемого, при осмотре места происшествия и на очной ставке со своим напарником Шабуниным, который полностью его показания подтвердил.
Отец погибшей девочки Виталий Уланов - офицер внутренних войск, спецназовец, ныне сотрудник управления конвоирования УИН. В той совершенно страшной ситуации Виталий сохранял, что называется, голову на плечах.
- Когда оперативники сказали мне, что поймали убийцу, я сразу спросил их: а точно ли это тот самый человек? Мне подстава не нужна. Они ответили: поверь, нам самим это не нужно, это он, тот самый.
Однако все по порядку. Сложности начались тогда, когда изменил показания свидетель Шабунин. Раньше он рассказывал, что все произошло на его глазах, он видел, как упала девушка, как присел возле нее, упавшей, Кирдяшев, слышал хрип... Теперь же он вдруг заявил, что оклеветал своего брата-казака. Ничего такого не было. Пили на даче у Кузнецова, потом пошли к себе в сторожку. В сторожке он, Шабунин, уснул, а когда проснулся утром - возле него сидел пьяный Кирдяшев с бинтами в руках - поцарапался где-то. Вот и все. Весь свой прежний рассказ он, Шабунин, оказывается, придумал сам.
В дальнейшем Шабунин уточнил: не просто сам придумал, а под психологическим воздействием оперативников, очень серьезно на него, Шабунина, смотревших, оклеветал своего друга, Сергея Кирдяшева. Оперативники сказали ему, что Кирдяшев уже признал свою вину, и он, Шабунин, должен только это подтвердить.
Следом за Шабуниным изменил свои показания Кирдяшев. Но уже не на следствии, а в зале суда. Он отказался от своих прежних признательных показаний, заявил, что они из него просто-напросто выбиты.
Вот на этом этапе у меня возникли сомнения. Виновен ли Кирдяшев? Что касается выбивания показаний - не хочу ничем обидеть конкретных оперов, но что в целом у нас это случается - не секрет. И то, что никаких жалоб на незаконные методы дознания Кирдяшев не писал, не аргумент...
Напрягало и еще одно обстоятельство. Когда именно произошла трагедия? На следствии и Кирдяшев, и Шабунин указывали на вечер 9 июня. С большим, правда, разбросом: с семи вечера до одиннадцати. Но это все-таки вечернее и преимущественно светлое (июнь ведь!) время суток. Можно поверить: именно в это время с наибольшей вероятностью могла столкнуться с казаками Ксения. Ведь она, как вы помните, шла с автобусной остановки на дачу к своим друзьям, они ждали ее в тот вечер, но не дождались...
Однако в позднейших показаниях Кирдяшева, в обвинительном заключении и, наконец, в приговоре значится совсем другое время: половина второго ночи. Перепутать восьмой-девятый час вечера с половиной второго ночи довольно сложно. Никто не мог сколько-нибудь убедительно объяснить мне это противоречие, и у меня возникла мысль: время изменили потому, что показания наших малотрезвых казачков вступили в противоречие с показаниями того самого Кузнецова, утверждавшего, что Шабунин с Кирдяшевым пьянствовали у него с семи до часа ночи...
Так что - вставать на защиту осужденного Кирдяшева? Да нет, пожалуй, не стоит.
Под ногтем у мертвой девочки обнаружено полиэфирное микроволокно одной родовой принадлежности с волокнами казачьей формы Кирдяшева.
Веревка, которую Кирдяшев, как вы помните, всегда носил с собою для связывания дачных воров, совпадает по толщине и плетению со следом, оставшимся на Ксюшином горле.
Свои признательные показания Кирдяшев повторял несколько раз - на допросе в качестве подозреваемого, обвиняемого, при осмотре места происшествия и на очной ставке с Шабуниным. Все это происходило в присутствии адвоката. Принудить к показаниям можно, конечно, но тут ведь надо заставить наизусть все выучить, и чтоб без запинки. Да и детали тут такие, что ни один опер специально не придумает - что у Кирдяшева, что у Шабунина. Проводилась психологическая экспертиза видеозаписей показаний Кирдяшева и Шабунина. Психологи считают, что это именно непринужденный рассказ. Так же считает и Марина Уланова, Ксюшина мама: "Я просмотрела все видеозаписи. У меня не осталось никаких сомнений. Кирдяшев и Шабунин рассказывают правду о совершенном преступлении".
Наконец, о возможном мотиве. Свидетельница по имени Оксана, одна из завсегдатаев той самой неформальской дачи, говорит, что охраннику Сергею Кирдяшеву нравилась "девушка с красными волосами". Накануне ее гибели он несколько раз под надуманным, возможно, предлогом приходил к ним на дачу, расспрашивал, как зовут эту девушку, где она живет, почему ее нет сейчас на даче, скоро ли она приедет... И почему она не боится вечерами ходить по дачам одна?
"Уланова же не питала к нему ответных чувств (так отражает произошедшее обвиниловка), оценив его как симпатичного, но дурака". Резкая независимая Ксения - всего-то пятнадцати лет от роду! И 26-летний Сергей, у которого "в ответ на противодействие легко вспыхивает гневливая реакция, враждебность, раздражительность..." (из заключения психолого-психиатрической экспертизы).
Отказ подсудимого от признательных показаний на следствии - ситуация распространенная. С пресловутыми незаконными методами добывания показаний это связано не всегда. Часто это преодоление растерянности и шока, адаптация к ситуации, консультации сокамерников и, наконец, помощь адвоката. Прокуратура склонна связывать изменения в поведении Шабунина, а затем и Кирдяшева с воздействием на них казачьей общественности. "Казаки приходили ко мне, - рассказывает следователь Александр Черненко, - говорили, что не верят в виновность Кирдяшева..." В дальнейшем казаки очень заботились об изменившем свои показания Шабунине.
Но как, однако, быть с нестыковками во времени? Марина Уланова считает, что ее дочь погибла не в половине второго, а гораздо раньше, возможно, в девятом часу вечера, и что алиби, заставившее искусственно передвинуть событие во времени, появилось неслучайно. Следователь Черненко с этим не согласен: "Мы ведь берем все в совокупности. Экспертиза показывает, что смерть где-то после полуночи наступила, и потом, есть свидетельница, дачница - она показывает, что в десять вечера мертвой девушки не было там, где ее нашли. Смерть наступила после часа ночи. Ну, может быть, немного раньше..."
В половине одиннадцатого, может быть?
Улановы, Виталий и Марина, убеждены в виновности Кирдяшева, преодолев сомнения, я их мнение разделяю. Гособвинитель Лариса Кирилюк опротестовала приговор Волжского суда, но отнюдь не по причине недоказанности вины Кирдяшева. Гособвинитель считает, что суд не до конца исполнил требования статьи 29 УПК - о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела - и не все доказательства вины Кирдяшева заложил в приговор. Лариса Борисовна считает так же, что суд должен был вынести частное определение в адрес прокурора Волжского района - о проведении прокурор-проверки. Нет ли в действиях свидетеля Шабунина состава преступления, предусмотренного статьей 307 УК РФ - дача заведомо ложных показаний? Если будет еще один процесс по делу Кирдяшева, мне бы хотелось, чтобы он не оставил никаких вопросов.
Копия обвинительного заключения лежала у Улановых дома на столе. Шестилетняя Настя, Ксюшина младшая сестренка, не поняла, что это за листочки такие, и принялась рисовать на обороте первого листа.
Она нарисовала двух девочек, большую и маленькую. У большой длинные темно-красные волосы.


Марина БИРЮКОВА, "Саратовский арбат"


Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...