Саратовские новости
Происшествия

От «Альфы» до «Вымпела»

21 августа 2001г.

16 августа в информационном агентстве «АиФ-новости» прошла пресс-конференция заместителя руководителя департамента по борьбе с терроризмом, начальника организационно-оперативного управления ФСБ России генерал-лейтенанта Владимира Козлова. Поводом для встречи с журналистами стал юбилей – двадцать лет назад ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение о создании разведывательно-диверсионного подразделения «Вымпел».До этого времени в подобных операциях задействовался отряд специального назначения КГБ. В декабре 1979 года внештатное подразделение КГБ СССР принимало участие в штурме дворца Амина в Кабуле.

Боевые действия в Афганистане наглядно продемонстрировали высшему руководству Советского Союза необходимость создания штатного подразделения, которое могло бы выполнить любую задачу за пределами СССР. 19 августа 1981 года председателем КГБ СССР был подписан приказ о создании группы специального назначения «Вымпел».

В первые годы существования в «Вымпел» набирались сотрудники КГБ, имеющие стаж оперативной работы и владеющие одним или несколькими иностранными языками. Физическая подготовка, несомненно, учитывалась, но во главе угла не стояла. Группа состояла из офицеров и прапорщиков, что в корне отличало ее от спецподразделений ГРУ Генерального штаба страны. Дело в том, что спецназ ГРУ – это армейское подразделение, службу в котором проходят солдаты срочной службы. Здесь основной упор делался на силовые методы борьбы с противником. А «новобранцы» из «Вымпела» с легкостью могли общаться на нескольких языках без намека на акцент, не привлекая к себе внимания населения той страны, где в данный момент выполнялась боевая задача.

Сразу после создания «Вымпела» это подразделение было задействовано с полной нагрузкой в таких странах, как Афганистан, Никарагуа, Куба, Мозамбик, Сирия и т.д.
После того как СССР стал рассыпаться буквально на глазах, «Вымпел» был переориентирован на горячие точки, которые вспыхивали на территории Союза одна за другой: Тбилиси, Баку, Сумгаит, Северный Кавказ... Единственным местом, где не побывали «вымпеловцы», выполняя боевые задачи, стала Прибалтика.

Перестроиться психологически с ведения боевых действий за границей на войну, которая идет у тебя дома, для многих офицеров этого спецподразделения было очень трудно. Но работа – есть работа. События 1991 года стали переломными не только для «Вымпела», но и для всей страны.

За двое суток до государственного переворота (ГКЧП) «Вымпел» находился в состоянии боевой готовности. Но внятного приказа на штурм Белого дома, по словам Владимира Козлова, так и не получил.
В 1993 году спецгруппа «Вымпел» была передана в ведомство МВД России, после чего из 278 сотрудников под новую «крышу» перебрались лишь 57 человек. Остальные нашли применение своим профессиональным навыкам в других областях.

Указом президента России в 1995 году подразделение вновь было передано в ведомство ФСБ. Здесь группы «Альфа» и «Вымпел» были реорганизованы в два управления: Управление «А» и Управление «В». Первое занималось антитеррористическими операциями на транспорте (в частности воздушными террористами), второе – охраной объектов повышенной экологической опасности (АЭС). Сотрудники Управления «А» практически не заметили никаких изменений в своей работе, чего нельзя сказать об их коллегах из второго Управления. Ведь в случае теракта на АЭС каждый из членов команды должен в совершенстве владеть тактикой ведения боя на подобных объектах. Иначе спецназовец может принести куда больший ущерб, чем все террористы вместе взятые.

Вопросы генерал-лейтенанту Козлову

– Как быстро бойцы «Альфы» и «Вымпела» реагируют на действия террористов? Есть ли в ваших подразделениях вертолеты?
– Все зависит от географического расположения места проведения операции. Например, после взрыва на Пушкинской площади в подземном переходе мы были на месте уже через 15 минут. Что же касается вертолетов, то в настоящий момент ведется работа по приобретению нескольких небольших геликоптеров (К-226) для полетов над Москвой.
– Сколько сотрудников «Вымпела» за всю историю его существования погибло во время проведения спецопераций?
– За 20 лет работы мы потеряли четырех товарищей. Для сравнения могу привести другую цифру: во время проведения первой и второй чеченских кампаний погибло 29 сотрудников ФСБ.
– Насколько велика угроза ядерного терроризма?
– Этой проблеме много сил и средств уделяют многие страны, например, правительство США. Но лично я считаю, что угроза ядерного взрыва, произведенного террористом-одиночкой (или небольшой группой), чрезвычайно мала. Это достаточно хлопотное и дорогостоящее мероприятие. Гораздо больших «успехов» террористы могут добиться, производя тепловые взрывы. При соблюдении всех технологий такой теракт сопоставим с трагедией на Чернобыльской АЭС.
– По информационным агентствам сейчас «гуляет» радиоперехват между чеченскими боевиками, в котором обсуждается возможность применения против федеральных войск ядовитых веществ. Каким образом пресекаются попытки использования ОВ против российских солдат?
– Попытки применить отравляющие вещества против федеральных войск чеченскими боевиками предпринимались и ранее. Но все они отслеживались и пресекались по мере возможности.
– Поступали ли вашим подразделениям «заказы» от правительства на физическое уничтожение определенных чеченских полевых командиров?
– Поскольку военные действия на территории Чечни официально названы анитеррористической операцией, то уничтожение полевых командиров бойцами наших подразделений можно считать работой.
– Почему действия федеральных войск до сих пор не привели к желаемому результату – окончанию боевых действий?
– Мне кажется, это происходит от отсутствия воли в наведении порядка в Чеченской республике. Кроме того, война в Чечне – это уже не война с чеченскими террористами и бандформированиями. Это война с исламским терроризмом. У международного терроризма много точек приложения своих сил и средств. В настоящий момент такой точкой стала Чечня. Ведь большинство стратегических решений, которые могут повлиять на ход военных действий, давно уже принимаются не чеченскими лидерами. Чеченские боевики используются международными террористами сейчас в качестве пушечного мяса. И до тех пор пока подобное положение вещей будет сохраняться, война в Чечне (можно называть ее и антитеррористеческой операцией) может продолжаться сколь угодно долго.

Дмитрий ЛОМОВ,
"Репортер"

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...