Саратовские новости
среда обитания

Сад, где возрождаются сердца

30 августа 2001г.

У Покровской церкви непростая судьба. Когда-то, во времена повального сноса божьих храмов, ее пытались уничтожить. Располагалось здесь и общежитие экономического института, потом - мастерские художников...
Изуродованная, с замазанными краской чудесными светозарными фресками, стояла церковь рядом с ютящимися по соседству магазинчиками да пивными ларьками.
Возрождение Покровской церкви - высокая, с лазурными раззолоченными куполами, как светлая невеста среди серости дряхлых домиков возродило и целый квартал вокруг нее: на месте «пьяных» ларьков возник настоящий пышный сад. Елочки, розы, какие-то пышные кудрявые лиственницы. Есть у сада своя хозяйка - приземистая темноглазая женщина, которая просила «прописать» ее в газете просто как Лидию Петровну. «И никакой фамилии, - сказала она. - Я ведь божьим делом занимаюсь. К чему мне мирская слава?»
- Вы по образованию садовод? - интересуюсь у моей собеседницы.
- Что вы, - отмахивается она. - Я женщина простая, никаких цветочных академий не заканчивала. А вот с землей, с растениями с юности люблю возиться.
Лидия Петровна устраивает мне экскурсию по церковному саду.
Очаровательные маленькие цветы, которые я всю жизнь принимала за душистый табак, оказывается, на самом деле зовутся петуньями, а красные, розовые, сиреневые, со множеством пушистых лепестков, именуются циниями. А как хороши похожие на узорчатые короны на длинных ножках бело-розовые канны! Изумрудные елочки на фоне разноцветия цветов - еще одна радость для глаз.
- Елочки здесь самолично сажал отец Василий, - с уважением говорит Лидия Петровна. - Он сейчас не у нас, а в Троицком соборе служит, а тогда был протоиереем Покровской церкви. Батюшка в этот сквер много своей души вложил. Работал здесь вместе с нами, прихожанами. Елочки - они ведь не везде приживаются, а здесь вона как хорошо взялись.
Заходящее солнце жестом прощальной щедрости бросает охапку своих лучей на купол церкви, на дорожки сада. Цветы источают свои дурманящие ароматы... Лидия Петровна очень любит этот час, когда цветы начинают тихо засыпать. Благость есть в этом. И гармония. В ее-то собственной жизни гармонии было не очень много, а вот тяжкого быта, работы хватало с лихвой. Непростые отношения сложились с мужем - ныне покойным. Горьким переворотом в жизни, приведшим ее к Богу, стала смерть дочери.
Потребовалось время, чтобы она осознала: смерти нет. У Господа все живы. Лидия Петровна говорит, что припала, прилепилась она после смерти дочери к церкви - и прибираться в храм ходила, и в свечной лавке работала. А потом вот занялась цветами. Ее скорбь по отлетевшей родной душе не то чтобы исчезла - утихла, ушла в землю церковного сада, над которым она любовно хлопотала.
У нее есть добровольные помощники. Многие прихожане с удовольствием возятся с цветами. В этом, как говорит Лидия Петровна, божьем саду полно и подаренных растений. Иных цветиков-семицветиков никто и названия не знает, но они красивые, потому как преподнесены с любовью. Миловидная, совсем юная девушка, назвавшаяся Дашой, сказала, что приходит работать сюда вместе с мамой Надеждой Васильевной и сестрой Александрой. «Здесь так здорово, - с непосредственностью детства сообщила мне одетая в рабочую форму и белую косыночку Даша. - У мамы рука болела, а мы все равно сюда приходили, и рука быстренько зажила. У нас из всего семейства еще только папка остался садоводством не охваченный».
Однажды Лидия Петровна услышала тяжкий надрывный плач и увидела сквозь заросли аллеи отчаянно рыдавшую молодую женщину. «Слезы - это благо, - подумала она. - Слезы омывают душу. Пусть выплачется - нельзя ее тревожить». Замерла садовница, боясь выдать свое присутствие. А женщина и впрямь отплакалась и пошла в сторону церкви, по дороге гладя лепестки цветов. Стало быть, слезы сокрушенного сердца незнакомка отдала цветам, а в храм Божий вступила с просветленной душой.
Цветы - это милость небес к нам, людям, - убеждена Лидия Петровна - независимо от того, верующий ты человек или нет. «Бог - он, возможно, заглядывает к нам в души и сквозь сердечки этих маленьких душистых созданий», - тихо обронила моя собеседница.
Очень радует Лидию Петровну то, что молодежь тянется к ее любимому саду. Даже уроки ботаники учителя соседней школы № 30 нередко проводят здесь, среди этой красоты. Думается, что уроки ботаники вырастают здесь в нечто большее - уроки духовности. Уроки великодушия и трудолюбия. Такие знания не даст ни один учебник, только природа и Вселенная.
Один из таких уроков будущая садовница сама получила в детстве от своей бабушки. «Она умела объяснять суть вещей. С детства мне запомнилось, как однажды бабушка окликнула меня и говорит: посмотри на небо. Я взглянула.
На небе было фантастическое облако в виде гигантского котла, стоящего на огне. Справа и слева к котлу приближались фигурки людей: одни - с поленьями, другие - с ведрами воды. Изображение было настолько четкое, что я ахнула. «Видишь, - строго сказала бабушка, - если будешь жить не по совести, то будешь вечно для своей души то дрова, то воду попеременно таскать». В жизни много всего было, но я твердо убеждена: жить по Божьим законам - это не значит непрестанно молиться. Просто в сердце твоем, в работе твоей другие люди пристанище должны для себя находить. Сердце свое надо многоплодным садом взрастить - тогда никакая скорбь души не осилит».
Вот такой урок бытия выслушала я на Горького, 85 от женщины, предпочитающей носить воду не для своей души - для сада, где возрождаются другие души...

Светлана МИКУЛИНА,
"Саратовская панорама"

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...