Таких естественных образований, как Залетаевский овраг, в Саратове немало. Было время, когда этот находящийся на окраине микрорайон утопал в зелени, где пели соловьи и прочие птички, кристально чистым был воздух. Во всей округе не было никаких строений. Поселившиеся здесь жители блаженствовали… Это потом, в начале девяностых, прямо напротив, через дорогу от Залетаевского оврага выросла улица Томская, а с ней и целый жилой микрорайон. Одну из девятиэтажек построили на насыпи вдоль оврага.
С другой его стороны возвели очистные сооружения, а рядом, поперек все того же оврага, проложили огромную, большого диаметра канализационную трубу, прикрыв ее сверху насыпью. Окруженные “плодами” человеческой деятельности и “обсыпанные” со всех сторон 13 частных домов стали как бы “тонуть”. Впервые побывавшему здесь покажется, что домишки и их обитатели вместе со злополучным оврагом всегда и находились в низине…
Между тем, жители утверждают, что раньше никогда не было такого, чтобы даже жарким летом в овраге стояла зеленая болотная вода и никогда его берега не были столь захламлены, как сейчас. Пенсионер Владимир Александрович Куприянов, частный дом и приусадебный участок которого ближе других находятся к оврагу, уверяет, что до 1987 года имеющаяся здесь дренажная система работала исправно, обеспечивая стоп-пропуск грунтовых вод. Он утверждает, что именно в результате неправильной хозяйственной деятельности МП “Водоканал”, в чьем ведении находятся вышеупомянутые очистные сооружения, дренаж был нарушен и как следствие – произошел резкий подъем уровня грунтовых вод в районе Залетаевского оврага. В итоге его домовладению и надворным постройкам был причинен значительный материальный ущерб (трещина в стене жилого дома, осадка отопительного стояка, поврежден погреб-сарай). Заводской районный суд, куда с иском к МП “Водоканал” обратился в июне 1997 года В. А. Куприянов, также установил, что в результате засыпки оврага выше от участка Куприянова строительным мусором и грунтом, обладающим малой водопропускной способностью, действительно произошел подъем уровня грунтовых вод в районе Залетаевского оврага, в том числе и на участке Куприянова. Причинная связь между действиями МП “Водоканал” и подъемом грунтовых вод подтверждается заключением гидрологической экспертизы.
Строительно-техническая экспертиза, в свою очередь, хотя и признала некоторые нарушения строительных норм и правил самим хозяином, однако засвидетельствовала, что в большей степени на образование трещин и иных повреждений дома и надворных построек Куприянова повлиял подъем уровня грунтовых вод. Исходя из этого Заводской районный суд решил: обязать МП “Водоканал” (так в документах) произвести работы по снижению грунтовых вод в районе Залетаевского оврага и за счет этой же организации возместить истцу материальный ущерб. Решение суда, как следует из исполнительного листа, должно было бы вступить в законную силу еще 6 августа 1997 года. Правда, в части возмещения ущерба оно и было исполнено. А вот что касается снижения уровня грунтовых вод, то здесь ответчик и пальцем не пошевелил, с чем до сих пор не может смириться Куприянов. Усмотрев в этом нарушение закона и лично своих прав, он напористо продолжает ходить по разного рода инстанциям (обращался даже в Администрацию Президента РФ), намереваясь добиться исполнения принятого судом решения.
Но в нашей сегодняшней жизни удивительное – рядом. Пока наш герой ходил, писал жалобы в соответствующие органы на неисполнение решения суда, дело неожиданно приняло иной оборот. Когда главный пристав области в своем последнем ответе от 02.07.2001 признал, что работы по снижению уровня грунтовых вод в районе злополучного оврага так и “не произведены, решение суда не исполнено”, он Америки для Куприянова не открыл. Но, надо полагать, именно за это самое неисполнение в адрес “Саратовводоканала” и было вынесено постановление 14.05.2001 о взыскании штрафа в размере 400 МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Правда, размер последнего в связи с обжалованием вскоре был снижен до десяти МРОТ. Но главная сенсационная для Куприянова новость была изложена в заключении. “В настоящее время исполнение решения суда (заметьте: 4-летней давности. – Авт.) приостановлено в связи с обжалованием МУПП “Саратовводоканал” действий судебного пристава”. Одним словом, приехали…
“Везде, куда я ни обращался, – говорит Владимир Александрович, – отвечают, что “ваш вопрос находится на контроле”. Только мне-то от этого “контроля” не легче…”
Наш корреспондент выезжал в пос. Юнгеровку и воочию убедился в достоверности вышеизложенного. Как и в том, что грунтовые воды на приусадебном участке Куприянова местами находятся… в полуметре от поверхности земли. Осмотрев все вокруг, напоследок я заглянула в действующий на окраине двора колодец: до грунтовых вод рукой подать… Звоню в управление по охране окружающей природной среды г. Саратова, объясняю ситуацию, о которой, как выяснилось, там давно наслышаны.
– Подъем грунтовых вод идет повсеместно, – ответили мне, – а не только в районе Залетаевского оврага, подобных в городе и его окрестностях немало. Основная причина этого, как, впрочем, и нарушения естественных водотоков, – Волгоградское водохранилище.
Объяснить-то объяснили, а что дальше предпринимать по поводу сложившейся ситуации – не сказали.
Кстати, в этом ведомстве тоже более 2-х месяцев лежит жалоба Куприянова, которую также обещали не только рассмотреть, а даже и создать комиссию “по проверке фактов, указанных в письме”. Пообещали, да ответить тоже, как видно, забыли…
Валентина СЕЛИХОВА
"Коммунист XX-XXIвек"
P. S. И вот, когда материал уже был готов к печати, мы узнали, что обращение Куприянова по вопросу неисполнения судебного решения МУПП “Саратовводоканал” рассмотрено прокуратурой области. “При рассмотрении жалобы областным судом решение Заводского районного суда от 23.06.1997 года оставлено в силе…” Надо же, справедливость восторжествовала! Но радоваться рано. Будет ли на этот раз, по истечении 4-х лет, исполнено решение суда – покажет время.