Знающие люди вспоминают, что с зарождением рыночной экономики в стране у многих людей возникло желание стать капитанами и судовладельцами. Из госсобственности пароходы, баржи, катера плавно переплыли в частные руки. Новые хозяева с удивлением узнавали, что содержать и поддерживать на плаву свои новые игрушки - дорогое удовольствие и... прятали концы в воду, благо за этим процессом никто особо-то не следил и уж тем более серьезно не наказывал.
Иногда комитет по охране окружающей среды и прокуратура находят хозяев ржавого железа, но те чаще руками разводят: мол, самим бы выплыть... Некоторых "герасимов" побуждают раскошелиться и внести свой вклад в дело очистки дна реки. Требовать с них убрать "утопленников" своими силами нереально. Только подготовка к операции по подъему "Титаника" у ассоциации водолазных служб России, куда входит более 70 предприятий, заняла три недели. На берегу были установлены мощные насосы для откачки воды. Правда, сам процесс подъема, поглазеть на который съехалась вся местная пресса, занял считанные часы. Все это железо предстоит разрезать и отправить на переплавку. Рядом с поднятым "утопленником" на дне покоится еще четыре баржи из этой же серии. Поблизости ждет своего часа старый колесный пароход. Специалисты же рассчитывают в оставшееся время поднять со дна, в лучшем случае, только одно подобное корыто.
Как рассказал журналистам руководитель комитета по охране окружающей среды Александр Маликов, предлагались разные способы подъема затонувших кораблей. Современные технологии, например, позволяют резать корпус судна под водой и прямо со дна по частям поднимать на поверхность. Было предложение разрушать корпуса затопленных судов взрывами. От подобных проектов пришлось отказаться, как от слишком дорогостоящих, хотя, надо признать, довольно эффективных и быстрых.
Кто-то из журналистов все же отпустил едкую реплику, мол, за 1,5-2 миллиона рублей, затраченных на подъем только одной баржи, наш человек готов ведром отчерпать воду из трюмов.
Что ж, возрождение Волги, как и все в России, следствие нашей "дальновидности". Когда-то экономили рубли на утилизации отслуживших свой век транспортных средств. Теперь вот тратим миллионы.
Владимир ИЗОСИМОВ
"Саратовская панорама"