-Насколько удачно прошел фестиваль в этом году по сравнению с прошлыми?
В прошлом году фестиваль был юбилейный, двадцатый по счету, поэтому весь театр приложил максимум усилий для того, чтобы фестиваль прошел как можно лучше. И в этом году московские критики, СМИ, музыкальная общественность - все отметили, что театру удалось удержать эту высокую планку, взятую на прошлом фестивале. Это произошло в том числе и благодаря помощи наших спонсоров, в первую очередь, компании БАТ-СТФ, которая уже не первый год поддерживает все наши начинания и оказывает нам поддержку во всем.
-Что нового было в этом году в программе фестиваля?
В этом году на фестивале был необыкновенный уровень премьер. Не каждый театр осмелится поставить на своих подмостках и «Бал-маскарад», масштабное произведение Верди, которое требует серьезных исполнительских ресурсов, и оперу «Севильский цирюльник». В этой постановке режиссер Юрий Александрович Петров попробовал подойти к опере кинематографично и обойтись практически без антракта. Режиссер постарался насытить спектакль «гэгами», потому что это все-таки комическая опера. Например, такой режиссерский ход: действие спектакля перемещается в оркестровую яму, где случается смеховая истерика, гомерический хохот у всего оркестра, что вызывает реакцию у зала. Обычные статисты, миманс, которые не должны проронить ни слова, здесь тоже играют полновесные роли, то есть вся труппа играет драматически.
-Что приготовили организаторы фестиваля для любителей популярной музыки?
Был интересный блок вечеров, посвященный советскому ретро. Прежде всего, это спектакль «В стиле ретро» по произведениям Исаака Дунаевского. Это была новогодняя постановка, но она стала пользоваться таким успехом у зрителей, что было решено повторить ее на фестивале. Это концерт в духе сталинского монументализма. Во второй вечер состоялся концерт группы «Доктор Ватсон», которая тоже исполняла ретро-песни, а именно попурри из песен советского кино. Зрителей в эти дни ждал еще один сюрприз. Главный художник театра Сергей Болдырев сделал инсталляцию, которая называлась «Призрак эпохи». Это была конструкция, напоминающая московскую высотку в стиле сталинского ампира. Скульптура была оклеена фрагментами, стилизованными под вырезки из журналов того времени - «Огонек», «Крокодил», «Крестьянка», «Работница». Инсталляция была 9 метров в высоту и 12 метров в длину. И все это было выставлено в голубой гостиной на втором ярусе. Все, кто приходил на вечера советского ретро в качестве бонуса получали возможность посмотреть эту инсталляцию. Художник признавался, что перебрал около 1000 журналов, откуда выбрал около 500 фото, на основе которых и была создана эта инсталляция в черно-белой гамме. Кроме того, была организована выставка, посвященная жизни и творчеству Исаака Дунаевского, а на большом экране показывались кадры из кинофильмов, в которых звучала его музыка.
-С какими проблемами столкнулись организаторы фестиваля в этом году?
Во второй день фестиваля коллектив «Опус-пост» вместе с театром «Тень» должен был показывать мелодраму «Орфей» с куклами и с театром теней. Но незадолго до открытия фестиваля этот коллектив, ансамбль солистов, распался, и театру срочно пришлось искать ему замену. Благодаря тому, что за 20 лет фестиваль приобрел отличную репутацию, его уважают и ему верят, на наше приглашение мгновенно откликнулись два коллектива. Один из них - танцевальный коллектив «Москва», буквально поразивший публику. Первая часть постановки - балет «Свадебка» на музыку Стравинского, исполнять которую достаточно сложно. На музыку японского композитора и немецкой индастриал-группы они сделали балет «Тераклиниум», это была вторая часть. На сцене творилось нечто неописуемое, ячейки общества были представлены в виде тележек из супермаркета, которые выкатывались на сцену, люди умирали и возрождались заново, взлетали наверх, на белых полотнах, напоминавших качели, и этот полет символизировал новое рождение. Действие очень насыщенное и за минуту там происходило столько всего сразу, в разных концах сцены, что очень сложно было уследить за всем и осмыслить все эти символы.
-Кто из конкурсантов произвел на вас особенно сильное впечатление?
В этом году получился акцент на Восток - приезжал китайский тенор, а также исполнители из Казахстана и Кыргызстана. Певец из Кыргызстана Женишбек Ысманов занял второе место и ему было доверено исполнить два номера в гала-концерте. Было три альтернативных подведения итогов мероприятия. Союз театральных деятелей России, кабинет музыкальных театров, вручает свой специальный приз – поездку в Сочи в санаторий «Актер». Школа молодых критиков и московские критики тоже решили определить для себя победителей. И произошло уникальное событие: все три оценки совпали. Москвичка Анастасия Бакастова получила и первую премию, и 75000 от губернатора, и путевку в санаторий «Актер» от СТД. Московские критики тоже признали ее лучшей. В этот раз жюри практически единогласно определило, что Женишбек Ысманов достоин второго места. Третье место занял очень перспективный талантливый тенор из Челябинска Дмитрий Полкопин. Специальные призы конкурса получили Ирина Боженко из Екатеринбурга и Лариса Ахметова из Уфы. На втором туре буквально после каждого номера в зале кто-то кричал «бис» и «браво». За редким исключением, все конкурсанты для Саратова – новые лица. Единственное исключение – Лариса Ахметова, которая участвовала в проекте «Оперные театры России» на саратовской сцене, представляла Уфу вместе с дирижером Робертом Лютером. Но, тем не менее, узнав про конкурс, она на общих основаниях подавала заявку. Зачастую на конкурсах первые премии не присуждаются, бывает и такое. Но по условиям саратовского конкурса все премии должны быть разыграны, то есть они не могу быть разделены на несколько человек, чтобы составлять достаточно небольшие суммы, и не могут быть не вручены. К тому же, должно быть вручено не менее одного, но и не более трех специальных призов.
-По каким критериям отбирались участники для конкурса вокалистов?
В этом году на участие была подана 71 заявка. Жюри достаточно долго отбирало конкурсантов, у них выработан целый ряд критериев для отбора. В результате в финал прошли 12 человек. Все участники уже являются победителями каких-то зарубежных или российских конкурсов. Конкурс проходит в два этапа, два гала-концерта, «Русская песня и романсы» и «Шедевры оперной классики».
-Существует ли обратная связь со зрителями фестиваля и если да, то в какой форме?
У театра есть сайт, там есть обратная связь со зрителями. Что интересно, были отзывы зрителей о фестивале, зрители делились своими впечатлениями о программе, благодарили. Правда, были и жалобы на то, что очень трудно было достать билеты, так как их очень быстро раскупили, а на какие-то вечера их просто было не достать. Победители конкурса определяются 27 мая, а их имена оглашаются 30 мая на заключительном гала-концерте. Зрители с нетерпением ждали оглашения результатов конкурса. Подведение итогов было закрытым мероприятием, и всем было интересно, кто же победил, у всех были предпочтения, за участников болели и переживали.
-Какую реакцию фестиваля вызвали премьеры у российской театральной общественности?
Нам звонили друзья фестиваля и коллеги из других городов. Ряд СМИ российского масштаба интересовался результатами конкурса. Победители потом дальше продолжают расти в профессиональном плане, и их можно увидеть солистами Большого театра, они получают международные ангажементы. Например, в этом году у нас был великолепный Евгений Онегин, его пел Дмитрий Зуев. Театр позвал его, потому что в прошлом году он занял второе место. Сейчас он один из ведущих солистов театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Все знатоки, кто слышал его исполнение на саратовской сцене, сошлись в одном - это один из лучших исполнителей этой партии. Участник Конкурса конкурсов – это уже знак качества, определенная марка, участие в нем дает путевку в новую жизнь.
-Какими были отзывы почетных гостей фестиваля?
В этом году мы будет отмечать 80-летие саратовской балетной труппы, поэтому на фестивале акцент был сделан на балете. В Саратов приезжали звезды Большого театра Светлана Захарова и Андрей Уваров. Мне довелось с ними пообщаться, это очень спокойные и простые в общении люди. Они активно участвовали в подготовке к спектаклю, прислушивались к саратовским артистам, делали ценные замечания. После спектакля Светлана признавалась, что все равно волновалась, несмотря на то, что она давно танцует и носит почетное звание «этуаль миланского «Ла Скала». Она никогда не выступала на сцене саратовского театра, к тому же она депутат именно от Саратовской области, поэтому это выступление было для нее особенно важным. Зрители наградили артистов овациями, на сцене было море цветов. Театр постарался создать гастролерам такие условия, чтобы они чувствовали себя комфортно, могли полностью себя посвятить репетициям, работе и выступлениям и не думать ни о каких бытовых мелочах. Поэтому из Москвы до сих пор нам звонят, благодарят за то, насколько все было прекрасно организовано. Французская гостья, Наташа Мазэ-Макарова очень довольна посещением Саратова. У руководства театра возникли мысли о совместных проектах, о продолжении сотрудничества с квартетом, потому что концерт получился замечательным. Ее тоже очень долго не отпускали со сцены.
-Есть ли уже у организаторов конкретные планы по поводу проведения следующего Собиновского фестиваля?
Когда выяснилось, что коллектив «Опус-Пост» не сможет приехать на фестиваль, на наше приглашение откликнулись два коллектива – балет «Москва» и очень интересный коллектив из Екатеринбурга «Провинциальные танцы», который в этом году получил «Золотую маску». Тут же появилась идея пригласить их на фестиваль, но получилось так, что коллективу нужно было срочно выступать в Москве и он не мог приехать в Саратов. Но этот проект решено не сбрасывать, а перенести на следующий год.
Юрий Леонидович Кочнев уже занялся программой следующего фестиваля, но эти планы на следующий год, естественно, не разглашаются. Нельзя опускать планку фестиваля, поэтому необходимо придумывать что-то новое. Несмотря на то, что концепция фестиваля давно определена, она позволяет варьировать ее составляющие, поэтому можно смело ожидать чего-то еще более интересного.