Этот фестиваль 19-й по счету, и это, безусловно, накладывает определенные обязательства. С одной стороны - это солидный фестивальный возраст, с другой, он станет предъюбилейным, а значит, надо держать планку и продолжать удивлять зрителей.
В этом году фестиваль посвящен 250-летию со дня рождения Моцарта - универсального музыкального гения, работавшего практически во всех жанрах. Из русских композиторов такой же универсальностью обладает только П.И. Чайковский. Поэтому организаторам фестиваля показалось логичным составить афишу из произведений этих композиторов.
Главная особенность нашего фестиваля отражена в его названии. Он - музыкальный, а потому в его рамках исполняются произведения различных жанров. Уже стало традицией исполнение на открытии фестиваля крупных сочинений оперной классики - и симфонических, и ораториальных, которые требуют большого исполнительского состава и чрезвычайно редко звучат по всему миру: "Реквием" Берлиоза, Третья симфония Малера, "Реквием" Дворжака. На этом фестивале таким сочинением станет "Большая месса" Моцарта и "Моцартиана" Чайковского.
"Большая месса" - самое большое ораториальное хоровое произведение Моцарта - прозвучит в Саратове впервые в исполнении Губернского театра хоровой музыки под управлением Л. Лицовой и солистов театра.
На следующий день - 19 мая - состоится премьера "Волшебной флейты", с которой многие любители театра уже знакомы и успели составить свое мнение.
Как и всегда на фестивале будет много гастролеров. В первую очередь хочется сказать об ансамбле духовых инструментов Московской филармонии "Классик-ансамбль", который представит концерт "Моцарт и его современники".
Гастролеры из Москвы, Воронежа и Санкт-Петербурга будут заняты во всех фестивальных спектаклях: "Лебединое озеро" (20 мая), "Свадьба Фигаро" (21 мая), "Иоланта" (22 мая), "Щелкунчик" (24 мая), "Пиковая дама" (26 мая), "Спящая красавица" (27 мая). В основной партии в спектакле "Лебединое озеро" выступит Т. Чернобровкина - балерина, начавшая свою творческую деятельности в Саратове и получившая мировую известность будучи артисткой театра Станиславского.
Уникальным в фестивальном мире является и традиционных конкурс конкурсов вокалистов, который проходит с 1999 года. Все его участники уже являются лауреатами международных конкурсов. В этом году традиционные 12 исполнителей заочно, основываясь на образовании, месте работы, на лауреатском списке, были выбраны из почти 70 заявок.
Особенность конкурса конкурсов и в максимальной объективности - в нем не принимают участие местные исполнители, тогда как жюри составлено из саратовских преподавателей и музыкальных деятелей.
В первые дни фестиваля с 18 по 20 мая пройдет еще одно мероприятие, связанное с Моцартом - семинар с видеопоказом "Моцарт на современной западной сцене" с комментариями профессора Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Норы Потаповой.
Директор театра И.Ф. Кияненко убежден - фестиваль, как, впрочем, и всегда, пройдет на должном уровне. Решены все технические вопросы - размещение, транспорт, питание и т.д. Большую помощь в этом традиционно оказывают спонсоры театра, в первую очередь "БАТ-Россия", с изготовлением печатной и сувенирной продукции помогла фирма "Бикс", предприятие "Контакт" выделило профилакторий для размещения гостей фестиваля, сделала скидки при размещении гастролеров администрация гостиницы "Словакия" и т.д.
Ожидается приезд на фестиваль большого количества критиков из центральных изданий, ведущих музыковедов. Уже много лет на базе фестиваля Всероссийским театральным обществом проводится семинар молодых критиков, которые пишут о музыкальном театре. Возглавляет этот семинар Юрий Леонидович Кочнев.
Так что буквально завтра на подмостках Саратовской оперы забурлит фестивальная жизнь. Артисты будут волноваться, критики критиковать, а зрители - удивляться и радоваться тому, что в нашем городе есть свой музыкальный праздник.
Клара АЛЕКСАНДРОВА, "Репортер"