Саратовские новости
культура

Ускользая тенью в свет

29 декабря 2002г.

Столичные критики признали саратовский Театр теней уникальным явлением художественного искусства. В родном же городе его считают доморощенной фантазией

Недавно Театр теней семьи Черевковых совершил вояж по обеим столицам России, где представил свой спектакль «Ноев Ковчег» и художественные эскизы к будущей премьере «Медный всадник». Фрагменты коллекции кукол, созданных главой семьи, художником Василием Черевковым, только что увидел и Ярославль, где проходил всероссийский фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох». Всюду работы Черевкова вызывали восхищение и интерес самой взыскательной публики.Известный искусствовед и театральный критик Анна Некрылова представила саратовский театр Петербургской академии театральных искусств, куда были приглашены художники, режиссеры, кукольных дел мастера. Зрительный зал устроил Черевковым овацию. Москва, Волгоград, Петербург готовы приглашать Черевковых на гастроли, предоставляя им свои игровые площадки.
Петербургский музей кукольного искусства заинтересовался их семейной коллекцией фольклорных кукол, которых расписывает и одевает художник. Сейчас эти куклы экспонируются в Ярославском историческом музее. Московский журнал «Кук-Арт», представляющий на своих страницах кукол со всего света, заказал Черевковым знаменитую белгородскую куклу. Московский государственный музей детских театров желал бы приобрести их выточенную из картона «Золотую рыбку», спектакль, который известный режиссер Сергей Столяров назвал «билибинской сказкой». Но Черевковы отказались, наивно полагая, что они нужнее в Саратове, где есть собственные замечательные музеи, кукольные театры и художники, которые оценят их необыкновенно изящное, редкое искусство.

В Саратове же к Театру теней относятся как к «доморощенной причуде». Он действительно создается в домашних условиях - в теснейшей однокомнатной квартире, где кроме живописных и театральных полотен, деревянных скульптур ангелов и расписных кукол живут еще трое взрослых людей, рыбки и попугаи. На протяжении десяти лет, что существует театр, его жизнедеятельность поддерживали только музеи и пресса. Местные искусствоведы и художественные критики вроде бы неплохо относятся к творчеству художника, но свое авторитетное мнение они ни разу не высказали публично. В Союзе художников Театр теней практически неизвестен. Председатель Союза Павел Москаев уже два года хранит у себя заявление Черевковых с просьбой о предоставлении мастерской.

На наш вопрос, почему это заявление упорно не рассматривается, Павел Александрович заявил, что «не всякий художник имеет право претендовать на мастерскую, а лишь тот, кто активно занимается общественной работой и выставляется». А Василий, дескать, «замкнулся в своем мирке и делает то, что ему хочется». Но настоящий художник и должен заниматься только тем, чего хочет и ищет его интуиция, к чему побуждает его оригинальная фантазия, к чему тяготеет его личностный талант.

Много детей уже выросло и продолжает расти на ускользающих сказках картонного театра, на его художественно-игровых лекциях по истории игрушки и куклы, на рождественской тайне вертепа, воссозданного интуицией и знанием художника. Корифей кукольник Виктор Новацкий назвал вертеп Черевковых мечтой художника. В любую погоду, за нищенскую плату одержимые энтузиазмом Черевковы через весь город готовы тащить громоздкие декорации театра в школы, музеи, детские сады, бывшие пионерские лагеря. Они всегда готовы возвращать человека в его утраченное духовное начало и соединять распавшуюся связь времен.

А между тем из-за отсутствия пространства и любви родного города распадаются их спектакли... Уже погибли «Миниатюры по Хармсу» и «Золотая рыбка». «Пастушка и трубочист» грустно пылятся в тесных недрах платяного шкафа.

Но художник Василий Черевков скромностью и упорством напоминает стойкого оловянного солдатика, преданного своей любви до самого, пусть и грустного, конца. Подобно Андерсену, он скульптурно одухотворяет на картонном полотне любую мелочь - будь то ботинок пастушки, листик с библейского дерева или фрагмент решетки Летнего сада. У него нет паспорта, который требовала с оловянного солдатика крыса. Он не член Союза художников. Он просто художник , и необщее выражение его лица и дара, ускользая незамеченной тенью из нашего города, еще увидит настоящий большой свет. Будущей осенью саратовский Театр теней приглашен на празднование 300-летия Петербурга со своим спектаклем «Медный всадник».

Ольга ПАЛЬЧИКОВА, "Саратовская панорама"

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...