Саратовские новости
культура

Щелкунчик не бывает поролоновым

28 декабря 2001г.

Свой новый театральный сезон театр кукол "Теремок" открыл "Рождественской сказкой",поставленной по сюжету гофмановской сказки "Щелкунчик". (Сценарист, художник и режиссер -- все в одном лице -- А.Вещиков). Новая постановка по замыслу главного режиссера театра Г.Шугурова должна стать визитной карточкой "Теремка" на все Рождественские и новогодние праздники.

"Щелкунчик" -- одна из самых мистических и загадочных сказок Гофмана -- рождественская. Она вся пронизана ожиданием Рождественского чуда! К тому же гофмановский "Щелкунчик" -- страна невымышленных великолепных народных игрушек и детской мечты, в которой такие чувства как
верность, благородство, доброта и мужество, умение любить и беречь -- чудеснейшим образом вознаграждаются. Казалось бы, в руках художника и постановщика -- самая, самая кукольная сказка. Однако в сценической версии на сцене "Теремка", "Щелкунчик" воплощен как кукольные картиночки и заставочки к музыке Чайковского. Да и то, мягко говоря, не
соответствующие гениальному замыслу композитора, написавшего музыку к классическому балету "Щелкунчик".

В спектакле не только воплощен весь гофмановский сюжет. Меня потрясли сами куклы. В гофмановском сюжете -- поролоновый Щелкунчик?! Другие же кукольные персонажи с отталкивающими синтетическими масками. Куда там до изящных фарфоровых головок старинных нюрнбергских кукол, известных во времена Гофмана во всех городах Германии и не только Германии... Сначала XIX века нюрнбергские народные игрушки привозят и в Россию.

Кстати, основой для постановочных кукол послужили специально закупленные для этого спектакля современные промышленные куклы. Ничем не оправдано появление в спектакле поролонового Щелкунчика, ибо он уже тогда не может быть Щелкунчиком из рода щелкунчиков, т.е. тем самым стойким деревянным человечком, весело разгрызающим детям орешки. Да он просто не может по своей пластике, заложенной в нем природой, болтаться как ... А именно это и происходит в спектакле со Щелкунчиком.

В деревянном добром человечке -- вся его суть: благородство, стойкость, мужество, крепость и прочие, прочие достоинства, которые и определили его избранность над всеми игрушками.

Постановщик и художник Вещиков так и не задался вопросом, почему у Щелкунчика такая большая, как у младенца, голова и совсем нет шеи. Голова словно прилеплена к деревянному торсу с маленькими маленькими ножками. Где и в каких мифах подсмотрел Гофман такого уродца? А ведь Щелкунчик своей родословной может гордиться. Именно гофмановский, а не
наших постановщиков.

Одной из самых старинных его пра-пра-прародительниц является и наша северная архангельская кукла -- панка. Древняя архаичная кукла являлась вместилищем человеческой души. Кстати, слово, панка, родственно немецкому -- "панг", что значит ствол от дерева. А из самых ближайших
родственников Щелкунчика -- это старинная деревянная фигурка -- подсвечник в образе горняка. Такой подсвечник зажигали в немецких семьях, когда из дома уходил мужчина добывать свой хлеб насущный тяжелым, порой сопряженным со смертью промыслом горняка. В христианской философии горящая свеча -- символ живой души. На ритуальную связь с
этой деревянной народной скульптурой и указал Гофман, нарядив своего Щелкунчика в нелепую шапочку горняка.

В итоге гофмановская сказка оказалась закрытой для сценариста, художника и постановщика. Несмотря на это, новая премьера театра кукол широко рекламируется, как созданием в спектакле атмосферы XIII века?! А текст гофмановской сказки начитывается на кукле с масками "барби".

Видимо главный режиссер театра кукол Геннадий Шугуров, приглашая на рождественскую постановку Вещикова, до этого поставившего своего"Щелкунчика" в БТК им. Образцова, рассчитал точно: авторитет кукольного театра им. Образцова произведет магическое впечатление на провинциальный Саратов.

Ольга ЧЕРЕВКОВА,
- преподаватель истории кукольного
искусства, сотрудник музея им. Федина
"Саратов-СП"

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...