Саратовские новости
Компьютерра+ саратов

Современные компьютеризованные лабораторные работы

17 июня 2002г.

Проблема, с которой в настоящее время столкнулись высшее и среднее образование – это нехватка измерительного оборудования для проведения лабораторных и демонстрационных работ. Имевшееся оборудование отжило свой век, а нового или нет, или оно чрезвычайно дорого стоит. Поэтому возникла идея на базе компьютера создать весь парк приборов, необходимых как для школьного эксперимента, так и для лабораторного практикума в высших учебных заведениях.
В Москве, 19-23 апреля 2002 года, в культурно-выставочном центре «Сокольники» проходила VI Московская международная выставка-форум «Школа». Фирма «ТрансЭкоСистемы» Саратовского Государственного Технического Университета совместно с Министерством образования Саратовской области, представила на выставку ряд компьютеризированных лабораторных работ по курсу физики. Компьютер заменил вольтметры, амперметры, генератор сигналов, осциллограф, частотомер и прочие необходимые приборы. Этот цикл работ был удостоен диплома лауреата выставки.
В настоящее время предлагается комплект для школ, лицеев и профессиональных училищ, состоящий из следующих пяти работ
1. Затухающие колебания в контуре,
2. Явление резонанса в электрическом контуре, зависимость резонансной частоты от параметров контура,
3. Конденсатор в цепи переменного тока,
4. Индуктивность в цепи переменного тока,
5. Зарядка и разрядка конденсатора.
В комплект входят аналого-цифровой (АЦП) и цифро-аналоговый (ЦАП) преобразователи, оригинальный программный продукт на дискетах или на лазерном диске, набор сопротивлений, емкостей и индуктивностей, соединительные провода. Компьютер в настоящий комплект не входит. Ориентировочная стоимость одного такого комплекта 12520 рублей.
Выполнение лабораторных работ на основе автоматизированного вычислительно-управляющего комплекса позволит учащимся экспериментально увидеть влияние тех или иных факторов на физическую картину процессов, протекающих в колебательном контуре, в цепях переменного тока и освободит их от рутинного рисования зависимостей по точкам. Позволит еще на уроке, совместно с преподавателем, объяснить полученные закономерности, выдвинуть гипотезы и тут же проверить их экспериментально.
По градации сложности лабораторные работы и парк имитируемых приборов могут иметь широкий спектр. Комплекс имитирует осциллографы, генераторы сигналов различной формы, анализаторы импульсов, вольтметры, амперметры и т.п. Более сложные приборы – регуляторы температуры, калориметры для химических исследований, потенциостаты. Для школьных учреждений комплекс возможно использовать в лабораторных работах по физике, химии, радиотехнике и электротехнике. В этом случае устанавливается связь между информатикой и другими естественными предметами. Школьники сами на уроках информатики смогут создавать новые приборы и совершенствовать уже имеющиеся. Например, в физике можно предложить лабораторные работы по колебаниям, переменному току, тепловому расширению тел, в химии - по тепловым эффектам при протекании химических реакций, электропроводности растворов и т.п. Стоимостные характеристики одного рабочего места могут оцениваться стоимостью одного компьютера для простых работ и выше для более сложных. Причем, в зависимости от программы, одно рабочее место может представлять собой любой необходимый прибор и использоваться в разнопрофильных работах.
Использование подобных систем в учебном процессе восполнит парк лабораторного оборудования в учебных заведениях, поднимет уровень лабораторных работ до современного, позволит представить компьютер не только как вычислительный аппарат, но и как универсальный прибор, применяемый как для управления лабораторной работой, так и для использования в промышленности, быту, средствах экологического мониторинга.
Наши координаты
410054 г. Саратов, ул. Политехническая, 77, Кафедра химии,
Тел./факс: 8452-52-40-16,
Тел.: 8452-41-42-64
http://goff.mailru.com


В.Г.Гоффман,
доктор химических наук,
профессор СГТУ

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...