Саратовские новости
Компьютерра+ саратов

Велосипеды, которые мы изобретали

19 января 2002г.


13 января, в День Российской печати, грех не поговорить о нас, любимых. Мы, любимые — это так называемая компьютерная пресса и "компьютерные" журналисты.

На мой взгляд, компьютерный журналист — это прежде всего технический специалист, который постоянно держит руку на пульсе новинок "железа" и "софта", который непосредственно общается с клиентами компьютерных фирм и всегда в курсе их надежд и чаяний, и который, наконец, способен, исходя из вышеперечисленных знаний грамотно и доступно изложить необходимый материал. В данном случае журналистские навыки и образование — вторичны. Автор этих строк причисляет себя скорее к энтузиастам-околокомпьютерщикам.
Возьму на себя смелость представить обзор изданий, пытавшихся ранее и по сей день продолжающих попытки занять нишу региональной компьютерной прессы. Собственно газеты и журналы, которые мы на современный лад будем гордо называть "проектами", равно как и людей, в них занятых, можно пересчитать по пальцам. Если уважаемый читатель найдет в нашей летописи недочеты и любезно сообщит о них нам, редакция незамедлительно их исправит, так как домашние архивы, на основе которых пишется данный материал, к сожалению, далеко не полны.
Пожалуй, первым из саратовских изданий, посвященных компьютерной тематике, была газета "Модем" под редакцией Андрея Фурсова. Скромная черно-белая газета выходила дважды в 1992 году как приложение к газете с названием нашего города — то бишь "Саратов". Газета отражала в основном тематику компьютеризации образования и впервые опубликовала фрагмент некоего фантастического рассказа на околокомпьютерную тему.
Затем, зимой 1995-1996 годов в эфире радиостанции CCR еженедельно выходила радиопрограмма "Мегабайт", которая с долей профессионализма обозревала мировые и российские компьютерные новости и разыгрывала в викторинах призы от фирмы "Сервер". Фирма жива и поныне, а вот радиопрограмма вместе с радиостанцией давно уже канули в лету…
В апреле 1996 года под редакторством того же Андрея Фурсова увидел свет первый номер информационного бюллетеня "Софт Маркет Саратов" — регионального проекта всесоюзного еженедельника "Софт Маркет", выходившего с 1990 по 1998 год. С разной периодичностью и разным тиражом в 1996-1997 годах было выпущено около десятка номеров, но после дефолта и закрытия "материнского" издания газета радовала читателей своим выходом раз в год.
"Софт Маркет Саратов" позиционировала себя на рынке как "газета для тех, кто принимает решения". Поначалу авторами большинства материалов были сотрудники компании Интерком, затем начала появляться и реклама, но потом грянул уже упоминавшийся дефолт…
Зимой 1997-1998 года вышел первый и единственный номер бюллетеня "Public Relations", большая часть которого также была посвящена компьютерам. Редактором издания был студент филфака СГУ Максим Музалевский.
В день католического Рождества, 25 декабря 1996 года вышел в свет пилотный выпуск газеты "Компьютерных решений", посвященный первой годовщине компании Tritec Microsystems и наступающему Новому году (отчего и носил имя "Елки-палки"). Еще в нем была сделана заявка на масштабность проекта: «Дизайн и верстка — Михаил Жеребин. Рисунки Президента Международного института карикатур Александра Дьякова. Фотографии Олега Митрохина (пресс-служба Правительства Саратовской области). Научный консультант Александр Турлов. Автор идеи, координатор проекта Алексей Федченко.»
В этой шутке оказалась лишь доля шутки, и после выхода ряда именованных пилотных выпусков газета "Компьютерные решения" ("КР") стала к концу 1997 года полноценным периодическим изданием, а к ноябрю 1998 года впервые обзавелась полноцветной обложкой и практически стала той, которую мы знаем сегодня. Поздравляем "КР" с 5-летним юбилеем и надеемся, что редакция будет радовать своих читателей новыми публикациями еще многие годы.
Год 1997 по праву можно считать годом рождения местной компьютерной прессы, так как именно тогда увидели свет аж четыре издания.
Уже упоминавшаяся "КР" заняла свою нишу как газета для специалистов и всегда была против занижения планки уровня образованности потенциального читателя-клиента. Однако были среди молодых саратовцев и такие мнения, что вокруг полно "ламеров" и "чайников", которым настоящие профессионалы должны преподносить материалы компьютерной тематики чуть ли не на основе раскрасок. С такими настроениями некоторые коллективы и подошли к созданию собственных проектов.
В феврале 1997 года студенты технического университета (специальности АСУ и ПВС) задумали сотворить стенгазету о только что сданной сессии. Поскольку весь материал не умещался на листе ватмана, было принято решение сложить этот лист в несколько раз. Так получился самиздатовский журнал "Писюк", с третьего номера переименовавшийся в "+Компас". Издание позиционировалось как принципиально некоммерческое, освещающее компьютерно-юмористическо-студенческую тематику. Редактор "+Компаса" студент Александр Васильев неожиданно для всех высказал по-настоящему ценную идею выпустить каталог "Весь компьютерный Саратов". Попытка реализации идеи предпринималась им несколько раз, и их нельзя назвать неудачными.
Кроме каталога, журнал содержал перепечатки статей компьютерной тематики, а потом заявил о смене ориентации: то ли из компьютерного превратился в чисто студенческий, то ли наоборот, сохраняя верность статусу "юмористический". К сожалению, разобраться в превращениях читатели не успели: последний номер вышел в 1998 году.
Среди несомненных достоинств издания следует отметить хороший дизайн и полиграфическое исполнение одного из номеров (того самого, где впервые появился каталог "Весь компьютерный Саратов"), изданного при содействии студии "MAC design".
В октябре 1997 года выходит двуцветный спецвыпуск газеты "003", именованный "Компьютерный РЫнок САратова" (сокращенно "КРЫСА"). Учредитель газеты — АО "Сельинвестпроект", ответственный за выпуск Ю.Владимиров. Вот цитата из обращения к читателям в первом номере: "КРЫСА публикует на своих страницах прайсы фирм и организаций, основным направлением деятельности которых является компьютер и все с ним связанное… В ближайшее время ожидается выход электронной версии газеты в Интернете, которая будет включать ПОЛНЫЕ ПРАЙСЫ фирм г.Саратова, материалы статей и массу ссылок на компьютерные ресурсы Сети". К сожалению, ожиданиям не суждено было сбыться. Лишь в минувшем, 2001 году стартовал проект компании Tritec "Компьютерный Саратов" (http://www.sarcomp.ru), который предоставил пользователям бесплатную возможность получать ЦЕН-ные сведения о компьютерном рынке города.
К сожалению, "КРЫСА" стала наглядной демонстрацией примеров того, как не надо вести бизнес. Настоящим новшеством стал выпуск на центральном развороте "Крысы" карты города с указанием компьютерных фирм. Уточним: тех фирм, которые согласились оплатить свое нанесение на карту. Не удивительно, что из-за этого карта оказалась далеко не полной, чем и воспользовалась газета "Компьютерные решения", опубликовавшая в ответ аналогичную карту и нанеся на нее все компьютерные фирмы Саратова абсолютно бесплатно. Последний номер "КРЫСЫ" вышел весной 1998 года. Поговаривали о возрождении проекта после смены редактора и спонсоров, но… не судьба, как говорится.
В декабре 1997 года стартовали сразу два проекта — полноцветный "Мегабайт" и черно-белый "ЧИП" ("Человек и прогресс").
Журнал "Мегабайт", при всех его оплошностях, архаизмах (сотрудники Интернет-провайдера — компании Сарнод, например, писали о давно прошедших событиях как о свежих новостях) был довольно смелым, самобытным по техническому исполнению и информационному наполнению, в чем была несомненная заслуга его редактора — Бориса Гуржия. Мы видели "вживую" два номера журнала. Скорее всего, на том все и закончилось.
Газету "ЧИП" начал выпускать при поддержке компании "ВТИ-Сервис" вернувшийся в компьютерную журналистику Максим Музалевский. Одиннадцать номеров газеты, вышедшие различным тиражом и различной полосностью, не блистали изысканным полиграфическим исполнением, однако по содержанию были намного ценнее иных глянцевых монстров.
Главным лозунгом редактора был "Максимум творчества — минимум перепечаток". Не знаю, как у других, но у "ЧИПа" даже была своя переписка с читателями! Порадовал и интересный подход к оформлению проекта. В минусах проекта — иногда слишком поверхностный подход к техническим проблемным материалам. Проект был свернут весной 1999 года.
Лирическое отступление по поводу 1998 года. В первый же момент после объявления дефолта стало ясно, что расходы на рекламу — наипервейшая статья, которая должна быть ликвидирована. Поэтому некоторые компьютерные издания ожили лишь к концу года (а некоторые, увы, исчезли навсегда). В ноябре вышли "КР" и "+Компас", в январе 1999-го — "ЧИП". Кстати, в "ЧИПе" вышло аж четыре обзора саратовской компьютерной прессы. Один из них был посвящен единственному номеру журнала "Upgrade", вышедшему в январе 1999 года. Журнал "Upgrade", несмотря на августовский кризис, вышел солидным. 40 полос А4, полноцветная обложка, серьезное содержание. Проект позиционировался как издание для молодежи и для руководителей различных рангов. Главный редактор — Мансур Гиматов, программист и журналист.
Увы, дальше первого номера дело не пошло, и чуть ниже мы устроим перечисленным проектам "разбор полетов".
В начале 1999 года издательский дом "Компьютерра" открыл новый проект — "Компьютерра+ регион". В марте вышло первое издание — "Компьютерра Белоруссия", а в апреле увидела свет "Компьютерра в Саратове". Вряд ли читателей заинтересуют детективные истории о перипетиях, происходивших с нашей газетой. Пожалуй, мы расскажем о себе любимых в другой раз.
Из наиболее "свежих" проектов отметим отметим общественно-информационное издание "Sherlook" (№1 — июль 2001 г., №2 — октябрь 2001 г.), учредителем которого стал Игорь Мещеряков. Восьмиполосники формата А3 выходили с разными редакционными составами. Возможно, с приходом в проект Александра Васильева эта газета еще удивит своих читателей. Пока в газете основной упор сделан на Интернет, и все, что с ним связано: е-коммерция, почта, поисковые системы и т.д.
Рассказывая о компьютерной прессе, нельзя обойти молчанием многочисленные рубрики и тематические материалы в местных изданиях. За последние 15 лет о компьютерах не писал только ленивый. Из представительских изданий отметим журнал "Партнерство" (межрегиональное деловое обозрение, учредитель и издатель — уже упоминавшийся Игорь Мещеряков), в котором практически в каждом из вышедших 11 номеров присутствовала тема "Интернет для вашего бизнеса"; автором некоторых материалов был известный в саратовских компьютерных кругах Сергей Щетинин.
Итак, из пестрой компании компьютерных изданий остались в живых мы и "КР". Честно говоря, это обстоятельство мало радует: компьютерных изданий должно быть гораздо больше. В чем причины такого "неурожая" на компьютерную прессу?
Во-первых, следует отметить, что практически все газетно-журнальные проекты выходят при финансовой поддержке одного-двух крупных спонсоров. Причем последние, являясь специалистами в своем бизнесе, мешают нормальному развитию СМИ, определяя, что тем печатать, а что — нет. Возможно, в чем-то они и правы (кто платит деньги, тот и заказывает музыку), но в таком случае лучше не говорить об издании газеты или журнала — пусть это будет "информационный листок какой-то фирмы". Стоит лишний раз порадоваться за "Компьютерные решения", нашедшие в этом смысле разумный компромисс с учредителями в лице компании "Трайтек" и благодаря этому выжившими сегодня.
Во-вторых, спонсоры (стратегические инвесторы) ожидают скорых прибылей от газеты (журнала). Редакция, конечно же, размещает огромное количество текстовой и модульной рекламы спонсоров. Когда рекламные агенты такой газеты пытаются вести переговоры с представителями других фирм, им возражают: "А зачем нам кормить конкурентов?". Опять-таки, свежи воспоминания о случаях, когда инвесторы одного из проектов противились публикации ПЛАТНЫХ материалов от сторонних организаций, мотивируя это банальным "а нам не нравится тема" или "нам не нравится рекламодатель". Следует учитывать, что такому изданию нужно регулярно выходить года полтора, прежде чем проект начнет приносить инвестору дивиденты.
В третьих, сами рекламодатели подчас становятся тормозом на пути проектов компьютерных СМИ. Ведь были попытки создать независимые от стратегических партнеров газеты. Но так как сами фирмы-рекламодатели по большей части предпочитают расплачиваться бартером за пейджинг, Интернет, мобильную связь, мебель и т.п., то такие издания изначально обречены на провал. Ведь Интернетом не расплатиться с типографией, а на авторов публикаций не напасешься пейджеров. Да и что это за работодатель, выдающий гонорары не живыми деньгами, а пейджерами и Интернет-картами?
И сейчас еще в ряде фирм можно наблюдать стремление сиюминутной отдачи от рекламы. Дескать, 3-5 рекламных модулей (статей) должны сразу дать денежный эффект. Но компьютер — не колбаса и не хлеб, его не покупают каждый день, поэтому эффективную отдачу от рекламы могут получить только фирмы, постоянно присутствующие в информационном поле специализированных изданий. Ведь не секрет, что человек, решивший купить или обновить компьютер, в первую очередь будет искать информацию в специализированном издании, точно так же, как люди, озабоченные квартирным вопросом, будут искать решение своей проблемы в еженедельнике "Квадратный метр". И если именно в том номере газеты, который возьмет в руки ваш потенциальный покупатель, не окажется вашей рекламы, стоит ли удивляться, что у ваших конкурентов станет на одного покупателя больше?
И все-таки в этих условиях можно работать. Что мы и стараемся делать. При этом мы уверены, что путей решения означенных проблем может быть гораздо больше, чем мы предполагаем. Поэтому рассчитываем на поддержку советом от читателей. Пишите! Ни одно ваше письмо не останется не прочитанным. Давайте делать газету вместе!

Сергей Балакирев

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...