Саратовские новости
Компьютерра+ саратов

Компьютер без винчестера или воспоминания о будущем

6 января 2002г.

Мы все время говорим об отсталости от Запада. Во многих областях науки и образования российские специалисты все-таки (пока) первые, но есть сфера, в которой мы отстали далеко и надолго. Речь идет о сфере высоких технологий. А точнее, о компьютеризации школ и об уроках информатики. О том, каких специалистов мы вырастим к завтрашнему дню.
Мне и самому не хочется бередить раны, но давайте вместе попытаемся разобраться, почему так происходит в нашей стране, в нашей губернии, в нашем городе.
Напомню, что впервые как школьный предмет информатика была введена в 1984 году. Говорят, что академик А.П. Ершов убедил тогдашнее Политбюро тем, что необходимо уже со школьной скамьи овладевать современными технологиями для управления зенитными ракетами. Срочно была создана группа авторов для подготовки учебника, который готовился в авральном порядке. В принципе, считал Ершов, можно учить школьников и без машин — главное, мол, чтобы они овладели фундаментальным понятием алгоритма, а машины — суть иллюстрации. Тем не менее, разработка и изготовление компьютеров для школьного курса информатики были поручены двум конкурирующим министерствам —радиопромышленности и электронной промышленности. В результате радиопромышленность подготовила классы типа "Корвет" (на базе "ворованного" процессора 8080 (по нашей номенклатуре —К580)), а электронная промышленность "разродилась" УКНЦ, принятым, впрочем, лишь со второй приемки и то под нажимом "сверху".
Были также приобретены японские компьютеры "Yamaha" с "уворованными" же программами к ним.
И вот в такой суете и сутолоке эти классы распределялись между школами.
В Саратове до сегодняшнего дня компьютеризированными считались 144 школы из 147 (и это с 1984 года-то!). Почему до сегодняшнего дня, спросите вы? Да потому, что санэпидстанция признала классы типа БК, УКНЦ, "Корвет", "Микроша" и тому подобные устаревшими и опасными для эксплуатации. (Здесь мы специально не касаемся вопроса о том, сколько вообще должен школьник проводить времени за компьютером.) Даже в "те" годы, когда техника поставлялась, она уже морально устарела — западные школьники работали на "персоналках" следующего поколения. То есть сейчас как бы классов нет, но они есть (чиненые-перечиненые руками самих учителей или инженеров-самоучек), потому как если отобрать последнее, на чем еще можно хоть как-то работать, то о каком вообще образовании можно говорить в эру компьютерных технологий?
В последние десять лет на развитие информатизации школ практически не выделялось средств. А если и выделялись, то мизерные. К 1992-му году в рамках государственной программы было компьютеризировано лишь 50 процентов школ Саратова. Представьте себе: сидит себе какой-нибудь чиновник в своем кабинете и лично контролирует финансовые потоки. И если вдруг (обычно — к какому-нибудь "красному дню", к примеру, к выборам) не дай бог, на закупку компьютеров детишкам выделяются деньги, тут же кладет их в карман заранее определенной фирмы, где закупается абы какое откровенное барахло и отправляется в школы. Читатели вряд ли, например, смогут себе представить компьютер с 486-м процессором, но без "винчестера". А денежки-то — тю-тю и поминай их, как звали.
Впрочем, компьютеры в школу попадают разными способами. Здесь грант выиграли, там в прошлогоднюю избирательную кампанию мэр подарил компьютерный класс. Двадцать школ Волжского района получили недавно в подарок от фракции СПС и компании "Майкрософт" пакеты лицензионных компьютерных программ (на общую сумму 27 тысяч долларов) В декабре прошлого года в 8-ю, 10-ю и 12-ю школы Ирина Хакамада привезла по компьютеру с подключением их к Интернету (доступ к которому имеют еще 8 школ (а всего их в городе 147). По словам учителей, если есть в школе компьютерный класс в исправном состоянии, он всегда загружен. На какой бы ни было технике дети стремятся приобщиться к волшебному миру. Ведь на самом деле, играя с "роботами" и "черепашками" на УКНЦ с черно-белым монитором, школьники получают хотя бы прививку от компьютерофобии, так развитой в наш стремительно несущийся век (сам наблюдал, как будущий кандидат наук, нажав случайно не ту клавишу, впадал в жуткий ступор — "абы чего не вышло"). Даже на этих машинах ребята пишут свои программы. Кстати, лишь второй год подряд проводится конкурс школьников-программистов: и снова без спонсорских средств и призов. Некоторые даже ухитряются получить дополнительное образование —стать операторами ЭВМ на такой-то технике.
Иная ситуация в «периферийных» школах города — во многих о компьютерах знают только понаслышке. Так, в 15 из 37 школ Ленинского района их нет вообще. Школьники Заводского района занимаются в учебно-производственном комбинате, где на две тысячи учащихся приходится всего четыре ПК...
Что же будет дальше? От государства денег не будет, учителя так и будут продолжать учить детей на "нелегальных" компьютерах — там, где смогут, а там, где не смогут — продолжится описательная болтовня о том, как здорово жить в эпоху всеобщей информатизации.
Многое здесь зависит и от учителя. Городские педагоги в смысле компьютерной грамотности недалеко ушли. Несмотря на то, что половина из них — учителя высшей и первой категории, в переподготовке нуждаются все. Научить всех учителей пользоваться компьютером — одна из главнейших задач современного образования.А что тут сделаешь? При мизерной зарплате и отсутствии средств даже у самых убежденных энтузиастов опускаются руки.
О том, что отсутствие в школах современной техники тормозит не только образование, но и экономику в целом, государство стало задумываться лишь недавно. На протяжении десяти лет на компьютеризацию школ не выделялось ни копейки, не было государственной стратегии информатизации образования. Теперь мысль о необходимости приобщения подрастающего поколения к миру высоких технологий высказывается на самом высоком уровне.
Есть о чем беспокоиться: специалисты прогнозируют, что если сейчас школьников не обучить компьютерной грамоте, то к 2010 году Россия, скорее всего, потеряет независимость.
Министерство образования РФ — об этом было заявлено на заседании кабинета министров — намерено ввести экзамен по информатике и выдавать школам субсидии на покупку компьютера и подключение к Интернету. Правда, в проекте федерального бюджета на информатизацию образования выделено лишь 940 млн.рублей. Вся надежда на Мировой банк, обещавший выделить России кредит в 1 миллиард долларов на эти цели. Наверняка придется напрячься и субъектам Федерации.
О необходимости решать проблему сегодня говорят и на местном уровне. Однако при имеющемся сейчас дефиците городского бюджета все эти попытки обречены. Приходится выбирать: либо зарплату учителям, либо в школы — компьютеры..
Компьютерные классы покупаются на деньги попечительских советов. Формально никто не может принудить родителей "скинуться". Но в реальности любая "классная дама" ставит родителей перед выбором: "или вы платите, или из-за вашего упрямства все дети лишаются возможности осваивать компьютерную грамотность". А Интернет-сайт "Вечерний Саратов" недавно сообщил, что в некоторых школах учителя попросту шантажируют родителей-неплательщиков, грозят не допустить ребенка до уроков, если они не будут платить ДОБРОВОЛЬНЫЕ взносы.
А теперь давайте задумаемся: а может быть, и ну их, эти компьютеры? Ведь глубокий смысл информатики в том, что компьютер — лишь инструмент, и им нужно научиться работать.
Многочисленные дискуссии на всевозможных методических собраниях показали, что проблема образования в век информатики не в том, что школьник не знает, какую кнопку нажать, а в том, что он не в состоянии сформулировать собственную задачу, не понимает ни смысла операции, ни ее связи с другими операциями. Значит, сначала надо научиться работать головой, а потом кнопками. То есть получить навыки представить в уме и кратко записать многовариантное будущее, моделировать мир, классифицировать окружающие предметы и события. Для этого компьютеры не нужны. А пользы от таких уроков информатики — куда больше, чем от изучения дебрей какого-нибудь языка Бейсика или Си.
В конце концов, у Эйнштейна не было компьютера, но это не помешало ему открыть теорию относительности.

Сергей Балакирев

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...