Саратовские новости
Компьютерра+ саратов

Провинциальный Интернет

6 января 2002г.

Начало темы в №49, 2001 г.

Публикации на тему "зачем нужен Интернет?", многочисленные руководства "как создать привлекательный сайт о себе любимом" бессовестно игнорируют одну из составляющих Интернет-сообщества: посетителей сайтов. И все-таки (сильна традиция!) я тоже вынужден начать эту часть рассказа о причинах кризиса регионального Интернета с перечисления интересов веб-издателей.
Сайты можно условно разделить на несколько категорий.
Персональные — то, с чего начинался Интернет. Меня зовут Петя Гудиков, мое любимое пиво — темное, и т.д.
Познавательные и развлекательные — виртуальные "клубы по интересам", форумы и чаты, сборники полезной информации, копилки анекдотов и кулинарных рецептов…
Средства массовой информации (новости, обозрения, аналитика)
Корпоративные — от простой Интернет-визитки до сложного "виртуального офиса" фирмы с прайсами, новостями, поддержкой клиентов-абонентов и т.д.
Коммерческие — направленные на извлечение доходов с использованием Интернета. Электронные биржи, магазины, игровые порталы с возможностью игры на деньги (пусть виртуальные, но конвертируемые в вечнозеленые).
Если интересы создателей перечисленных сайтов очевидны, то вопрос о посетителях остается открытым.

Фактически, персональный сайт — это стенгазета, изготовленная для родственников, знакомых и друзей. Да, Алекс Экслер, Антон Носик, Артемий Лебедев, Тимофей Бокарев начинали с банальных домашних страниц, чей адрес начинался едва ли не с тильды. Однако исключения лишь подтверждают правило. Персональные сайты интересны ограниченному кругу посетителей, и коммерческую прибыль веб-издателю могут принести лишь в единичных случаях. Прогулявшись по региональному Интернету я так и не нашел ничего сверхоригинального. Может быть, плохо искал?
Причина невеликой популярности персональных страниц — и в технических проблемах тоже. Любая Интернет-страничка — это html-код. Да, MS Word позволяет конвертировать текст в формат html. Да, существуют мощные приложения, позволяющие на ходу лепить странички. Но лепятся они, откровенно говоря, криво. К тому же веб-издатель должен кроме текстового наполнения, позаботиться и о графическом. Не каждому такая работа по силам.
В итоге получается удручающая картина: человек, который хочет что-то сказать в Интернете, должен слепить на коленке нечто, доступное его дизайнерским способностям, конвертировать тексты в html-формат, и каждый раз, когда нужно обновить сайт(страничку), закачивать на сервер свои файлы через FTP. Таким образом, большинство энергии уходит у него на кодирование, а не на работу над содержанием. Если же кто-то договорится с более продвинутыми знакомыми, которые попытаются "прикрутить" к сайту бесплатные программы ведения форумов, лент новостей, и т.п., то неизбежно столкнется с проблемами рассогласованности программ, постоянными "глюками" бесплатного софта, к тому же уровень дизайна останется любительским. И, наконец, разжившийся деньгами веб-издатель, заказавший профессиональный "движок" и дизайн, все равно не решит всех своих проблем: неизвестно еще, сколько денег понадобиться на раскрутку...
Аудитория познавательных и развлекательных сайтов более широка, чем у персональных, однако и она находится в жестких рамках тематики сайта.

Долго и бессмысленно объяснять, почему посетитель сети, жаждущий анекдотов, пойдет на anekdot.ru или anekdotov.net, а не на подборку бородатостей, организованную каким-нибудь хохмачем Феней Угрюмовым.
Интересующиеся уфологией охотнее посетят www.ufo.ru, чем запрятанные у мелких провайдеров или на халявных хостингах странички, посвященный "прившельцам".
Причина очевидна: посетителям нужна по возможности эксклюзивная и свежая информация, а не стократно клонированные перепечатки. Из региональных ресурсов первыми вспоминаются сайты "Дикое поле", посвященный проблемам некоммерческих организаций, да новорожденный CityOut, о котором мы уже сообщали в прошлом номере.
А что до технических проблем, так у ведущих познавательных и развлекательных ресурсов они те же самые.

Средства массовой информации — самый сложный вид интернет-ресурса. Онлайновое СМИ, да и офлайновое тоже — целый комплекс управления наполнения и отображения текстовой и графической информации. Интернет-версии саратовских газет потому и не получили должного развития, что существующая доселе технология не позволяет эффективно обновлять контент.
Если "поколдовать", к примеру, над сайтом еженедельника "Земское обозрение", то легко выяснить, что сайт — всего лишь набор простейших html-страничек. Значит, сотрудник редакции, верстающий газету, должен для организации веб-версии изучить html, измываться над Фотошопом, запихивать через ftp наспех сколоченные файлы. И ничего не поделаешь — иной технологии он попросту не знает.
А выход ежедневной газеты такая технология вообще делает нереальным.
Если же прибавить к техническим проблемам психологические (наверняка большинство местных Интернет-версий газет готовятся сотрудниками редакции без дополнительной оплаты, да и наличие общего энтузиазма играет свою роль), то причина отсутствия нормально функционирующей веб-версии саратовской газеты очевидна. Приятным исключением является "Саратовский арбат", но он размещен на общем сервере ИД "Провинция", где ведение подшивок региональных выпусков издательского дома поставлено "на поток".

Корпоративный сайт фирмы — явление распространенное, но неэффективно используемое. В основном в Саратове реализована первая составляющая сайта — презентационная. Рассказ о фирме, набор прайсов, и т.п. Реже встречается вторая составляющая — поддержка клиентов (советы по настройке оборудования, комплект документации, путеволдитель по Интернету, администрирование аккаунтов Интернет-карт, и т.п.). Образцом корпоративного сайта второго уровня можно назвать http://www.intercom.ru. Вполне естественно, если учесть, что компания "ИНТЕРКОМ" была первым Интернет-провайдером в Саратове и указанный сайт был фактически первым корпоративным сайтом в регионе.

Однако третьим уровнем похвастаться в регионе не может пока никто. Сайт третьего уровня доступен для работников фирмы из любой точки мира через Интернет и позволяет осуществлять оперативный контроль за состоянием ресурсов предприятия, производить электронный документооборот, организовать эффективный обмен текущей информацией между подразделениями, филиалами, дистрибьютерами… Увы, пока для Саратова это фантастика. Как и реально работающие коммерческие сайты.

Создание сайта для саратовских заказчиков дело затратное. Персональный сайт, выполненный профессионалами (а не любителями, сбивающими цены прикруткой бесплатно распространяемых программ к таким же бесплатным заготовкам веб-страниц) стоит не менее 100 долларов, сайт СМИ — от 200, а стоимость корпоративного исчисляется не только сотнями, но и тысячами долларов. Созданный сайт нуждается в мощной раскрутке: обитатели Интернета не просто должны узнать о его существовании, а постоянно заходить туда за все новой информацией. Тем не менее десятки разрозненных сайтов все равно потеряются в гигабайтных просторах Интернета. Почему? Да потому что у посетителя Интернет-ресурсов — огромный выбор. Десятки поисковиков, столько же информационных серверов, занесенных в папку "Избранное" их любимого браузера.
Какие сайты регионального Интернета способны конкурировать с московскими или сайтами соседей? Вопрос оставляю открытым...

…Близится Новый год. Веб-издатели и пользователи Интернет загадывают желания….

— Ах, — мечтает веб-издатель, — мне бы за небольшую сумму получить такой сайт, чтобы был приятный дизайн, удобные системы навигации и администрирования. Чтобы для добавления информации не нужно было изучать эти непонятные языки HTML, Perl, PHP… Чтобы не мучиться с графическими редакторами, а подсовывать готовые фотоснимки, а уж система сама бы вставляла их в нужное место. И чтобы для обновления информации мне не морочили бы голову со всякими там ftp. Ведь можно же все делать проще и быстрее? Скажем, размещать материал на сайте за.. минуту! Тогда бы я творил на полную катушку!

— Эх, до чего же надоело мне ежедневно бродить по десятку сайтов, — вздыхает саратовский обитатель Интернета. — Шевелить мышкой, запоминать десятки имен, и все для того, чтобы посмотреть, не появилось ли там чего-то новенькое. В одном только Саратове несколько новостных сайтов, и не всегда они дублируют друг друга. А сколько интересных страниц у моих земляков! Пока пересмотришь — глаза устанут от мелькания разных дизайнов, стилей, шрифтов. Собрать бы все ресурсы на одном сайте. С единым приятным дизайном. С удобной системой навигации. И чтобы каждый мой вход в Интернет начинался оттуда. Чтобы анонсировалось там все самое интересное. А уж я сам разберусь, что читать и какие сайты смотреть…

Говорят, под Новый год, что ни пожелается, то всегда произойдет, то всегда сбывается. Но поскольку этот номер газеты выходит ДО нового года, то, стало быть, рассказ о сбывшихся желаниях будет уместен только после новогодних празднеств.

Андрей Фурсов

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...